Почему сына Прокофьева скрывали от общества, а он от стеснялся своего настоящего происхождения



С блестящей арфисткой Элеонорой Дамской Сергей Прокофьев познакомился в Петербургской консерватории. Острая на язык, высокообразованная, статная она покоряла сердца творческой элиты. Композитор победил в схватке ухажеров, но этот союз разорвала революция. Когда в 1935-м уже замужняя Элеонора родила сына, ему дали фамилию и отчество супруга Дамской. Знал ли обманутый Тонтегоде, кто был настоящим отцом ребенка, и почему Александр стеснялся истинного происхождения?


Покорил талантливую арфистку



Они познакомились во время учебы в консерватории. / Фото: www.museum.parsuna.ru

Они познакомились во время учебы в консерватории. / Фото: www.museum.parsuna.ru


Элеонора Дамская росла ребенком-вундеркиндом, а избрав своим делом жизни музыку, быстро превратилась в блистательную арфистку. Во времена обучения в Петербургской консерватории обаятельная девушка близко общалась с поэтом Вериным - товарищем Северянина и Бальмонта. На творческих посиделках у Верина Элеонора по обыкновению занимала место около хозяина дома, чем вызывала дикую зависть у полчища его поклонниц. Верин звал Элеонору "Кисочкой", скорее всего, за острый язык. Знающая себе цену, собранная и на удивление остроумная девушка выбивалась из общей женской массы.

После сближения с Прокофьевым, уже известным музыкантом, Элеонора оставила в дневнике запись: «Я его очень забавляла: девочка-отличница с двумя большими косами». Молодых людей объединили схожие своенравные натуры. Сергей и Элеонора постоянно спорили на музыкальные темы, а могли и мило болтать часами. Прокофьев мог играть Дамской свои новые сочинения по телефону. Элеоноре позволялось критиковать композитора, и тогда он, исключительно восхваляемый окружением, садился и переписывал ноты. Посвящал Прокофьев произведения и непосредственно Элеоноре Александровне. Его "Прелюд" вышел крайне удачным, композитор любил его исполнять. Элеонора сыграла серьезную роль в жизни композитора. Снабжала его продуктами в голодный 1917-й, передала военному ведомству свое поместье, чтоб избавить Прокофьева от призыва в армию, помогла получить загранпаспорт.

Есть сведения, что в 1917-м пара обручилась. Приход революции застал Сергея на Кавказе, куда он отправился с концертами. Прокофьев сильно переживал из-за задержки писем, искренне боялся за любимую, но все же принял решение выехать за границу. Предлагал бежать и Элеоноре, но у той на руках была больная мать. Дамская отказалась и осталась в Петрограде. Частая переписка продолжилась, разлученные возлюбленные описывали друг другу каждый свой день и час. Переписывалась Дамская и с матерью композитора, с которой успела подружиться. В 1920-х по ее просьбе Элеонора выкупила из квартиры Прокофьевых рояль "Шредер" и долго держала инструмент у себя. Позже Сергей Сергеевич подарит его Ленинградской консерватории.

Мимолетный сын



Утешился новой возлюбленной. / Фото: www.muzlifemagazine.ru

Утешился новой возлюбленной. / Фото: www.muzlifemagazine.ru


Дамская была сильной личностью. Она понимала, что Сергей Сергеевич вряд ли вернется, и продолжала жить активной жизнью. Вышла замуж за латыша Яна Кристаповича Тонтегоде, да и Прокофьев, кстати, параллельно женился на Каролине Кодине. Талантливую и востребованную арфистку еще до революции приглашали играть для членов императорской семьи, давала он и сольные концерты. Конечно, революция всерьез подкорректировала график, и выступления стали редкими. Но Элеонора работала в Мариинке, а через время стала преподавателем. На одном из концертных вечеров и познакомилась с Тонтегоде, потомком королей области Курзиме, настоящим принцем крови.

Летом 1934-го безумно популярный по всему миру Сергей Прокофьев приехал с гастролями в Советский Союз. Конечно, в Ленинграде он встретился с Элеонорой. Предположительно, после того свидания и появилась безумно трогательная пьеса для арфы в 24 актах. Произведение издано в 1955 году в редакции известной советской арфистки Веры Георгиевны Дуловой. Знающие толк в творчестве Прокофьева свидетельствуют, что композитор мастерски передал звуками тяжелый приступ мужской страсти. Как зарождались чувства и копились годами в разлуке до мгновенной долгожданной вспышки.

А еще одним следствием разового свидания стал сын, которого Элеонора Александровна родила в феврале 1935-го. Мальчика назвали Александром Яновичем, фамилия, разумеется, законного супруга - Тонтегоде. Спустя годы стало известно, что Ян Кристапович все знал, вот только сделать с этим ничего не мог. Жена Александра впоследствии рассказывала, что свекровь часто ссорилась с мужем из-за Шурика. А точнее, что неудивительно, по причине его истинного происхождения.

Побег от правды



Свидание состоялось за 9 месяцев до рождения сына. / Фото: www.culture.ru

Свидание состоялось за 9 месяцев до рождения сына. / Фото: www.culture.ru


С приходом немцев и блокады Элеонора Дамская с детьми (была еще родная дочь от мужа Оля) оставалась в Ленинграде. Из-за сложного перелома руки она не смогла эвакуироваться с коллективом Мариинского театра. Устроилась работать в жилконторе, поддерживала семью, как могла. Но Оля не пережила голода и умерла от истощения. Александр рассказывал, что старшая сестра отдавала ему практически всю свою еду. А еще вспоминал, что семья оставалась только на бумаге. На самом деле близких отношений у матери и названного отца давно не было. По окончании Великой Отечественной войны Яну Кристаповичу предложили перебраться на постоянное место жительства в Ригу. Элеонора Александровна какое-то время ездила туда-обратно с сыном, а потом окончательно осталась одна в Ленинграде.

Александр Янович Тонтегоде знал, кто его родной отец. Прекрасно разбирался в музыке, но принципиально не связывал свое будущее с творчеством. Не было для Александра секретом и то, что композитор до самой смерти финансово помогал через Элеонору своему "мимолётному" сыну. Тонтегоде блестяще отучился и стал главным научным сотрудником Физико-технического института РАН, профессором Ленинградского электротехнического института связи, лауреатом Госпремии СССР. И категорически не желал, чтобы его имя хоть как-то могло быть связано с Сергеем Прокофьевым. Скорее всего, как считает супруга Александра, из-за нежелания бросать тень на память о любимой и глубокоуважаемой матери.

Когда композитор скончался, Государственный центральный музей музыкальной культуры обратился к Элеоноре Александровне с просьбой продать любые имеющиеся у нее вещи, связанные с Прокофьевым. И Дамская согласилась передать в общей сложности 201 экземпляр фотографий, рукописей, афиш, писем.
Просили ее написать и воспоминания о выдающемся композиторе, но на тот момент Элеонора уже тяжело болела. После ее смерти Александр Янович частично сжёг переписку Элеоноры Александровны и Сергея Сергеевича, так бережно ею хранимую.

Прокофьев был дважды официально женат. Почему только у композитора Прокофьева было сразу 2 жены в СССР, и За что воевали жены после его смерти.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



0
1327 просмотров
2025-06-17 15:50
В закладки



Россия, Санкт-Петербург, недвижимость, партнерский материал