Блог проекта Культурология.Ру   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 1
+1
-1 0
Разное    





Большинство современных читателей склонны противопоставлять религию и произведения, написанные в жанре фэнтези. Особенно подобная литература не одобряется православными священниками, так как в ней находят много отсылок к разрушительным образам и языческим корням. Однако рождение этого жанра неразрывно связано с духовными поисками писателей, придумавших фантазийные сказки для взрослых. Дружба и общие интересы привели к невероятному творческому союзу, благодаря которому в начале XX века были созданы циклы «Властелин колец» и «Хроники Нарнии».


Сегодня фэнтези считается одним из самых востребованных жанров в литературе и в кинематографе. Невероятная свобода и возможность создавать новые миры, населенные легендарными или самостоятельно придуманными созданиями, привлекает как авторов, так и читателей. Этот вид сказок для взрослых в полной мере можно считать «хорошо забытым и здорово отретушированным старым», так как чаще всего в основе новых вселенных лежат старинная мифология и магия.

Современные миры в стиле фэнтези очень популярны у художников и писателей

Современные миры в стиле фэнтези очень популярны у художников и писателей

Этот жанр родился вместе с беспокойным XX веком. Его создателями считают ряд авторов, но мировую известность и признание, несомненно, литература в стиле фэнтези получила после публикации трилогии «Властелин колец» Джона Р.Р. Толкина в 1960-х годах. Примерно в это же время были изданы и «Хроники Нарнии» Клайва С. Льюиса. Несмотря на то, что книги имеют очень разную судьбу и воспринимаются как совершенно не связанные друг с другом произведения, они явились результатом общего для двух авторов-друзей творческого и духовного пути.

То, что оба автора в одно время преподавали в Оксфорде и основали в нем литературно-дискуссионный клуб «Инклинги», является общеизвестным фактом. Их многолетняя дружба началась в 1926 году, когда они познакомились как коллеги. Льюис написал в тот день в своем дневнике, что Толкин – «спокойный, бледный, болтливый типчик», и добавил: «Совершенно безобидный, ему бы только встряхнуться малость».

Паб «The Eagle and Child» («Орёл и дитя»), где по вторникам собирались Инклинги

Паб «The Eagle and Child» («Орёл и дитя»), где по вторникам собирались Инклинги

Молодые преподаватели нашли много общего – оба воевали в Первую мировую, оба баловались прозой, но считали для себя это занятие простым хобби. Однако вопросы веры стали для них темой постоянных дискуссий. В результате многочисленных и бурных разговоров Льюис, давно покинувший лоно церкви и считающий себя человеком, разочаровавшимся в Боге, вернулся к пониманию христианских истин. Этот факт сразу же нашел отражение в его творчестве. «Хроники Нарнии» пропитаны восторгом неофита, переосмысливающего старинные и вечные истины и таинства – жертвенность, смерть Бога и его воскрешение, дети, как проводники божественного откровения – все эти элементы в новом воплощении как мозаика сложились в его произведениях.

Кадр из фильма «Лев, Колдунья и платяной шкаф», сцена воскрешения Аслана

Кадр из фильма «Лев, Колдунья и платяной шкаф», сцена воскрешения Аслана

Для глубоко верующего Толкина общение с новым другом вылилось в более глубокое осознание своего творчества:

«Дружба с Льюисом искупает многое и, помимо радости и утешения, приносит мне большую пользу от общения с человеком порядочным, отважным, умным - ученым, поэтом и философом» - писал Толкин в своем дневнике - «Мой неоплатный долг по отношению к нему состоит не в том, что обычно понимается под словом «влияние», а в том, что он просто подбадривал меня. Долгое время он был моим единственным слушателем. Он единственный подал мне мысль о том, что мои «побасенки» могут стать чем-то большим, чем личное хобби».

Так взаимный духовный и творческий обмен привел к тому, что два оксфордских преподавателя создали свои собственные литературные миры и новый жанр, названный позднее фэнтези. Правда, для Толкина оказалось нелегким испытанием то, что духовный путь, по которому он провел своего друга, привел того не к католицизму, как он надеялся, а к англиканской церкви. В дальнейшем Льюис даже стал известным богословом и популяризатором религии. Во время Второй мировой войны он вел на радио цикл христианских бесед и получил огромную популярность. Это также осложнило их отношения, хотя дружить писатели не преставали еще много лет.

В 1961 году Льюис занимался вопросом присуждения Толкину Нобелевской премии по литературе. Этому, однако, не было суждено осуществиться. Новый жанр в те времена еще только набирал популярность, и из нобелевского комитета пришел ответ, что книги Толкина «ни в коей мере нельзя назвать прозой высшего класса». Вероятно, это лишний раз является доказательством того, что человеку, даже если он является шведским академиком, свойственно ошибаться. Время расставило все на свои места, и в XXI век произведения и Толкина и Льюиса шагнули во всей славе мировой известности, как родоначальники одного из самых массово читаемых и экранизируемых современных жанров.

Вселенная «Властелина колец» сегодня – это одна из самых известных продаваемых франшиз в мире

Вселенная «Властелина колец» сегодня – это одна из самых известных продаваемых франшиз в мире


«Властелина колец» сегодня даже явился основой для создания особой субкультуры. Его фанаты - «толкинисты» порой совершают настоящие подвиги во имя своих убеждений. Так, например, в США была создана гигантская модель крепости Минас Тирит, построенная из спичек. Подарок Патрика Эктона для всех фанатов Толкиена

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







2133
18.01.2019 15:45
В закладки
Версия для печати




Смотрите также