
Национальный женский наряд славянок, понёва, был способен дать немало информации о его обладательнице. Он указывал на место жительства, положение в обществе, возраст и даже душевное состояние. Все было важно: цвет, фасон, декор. И наоборот, отсутствие понёвы раскрывало некоторые личные тайны женщины. Ведь лишали права носить этот предмет одежды только в исключительных случаях.
Цветовая гамма понёв и региональные различия

Красная понева считалась повседневной.
Понёва — это юбка (чаще всего из шерсти), сшитая из трех и более полотнищ ткани. Отличается яркой цветовой гаммой и богато украшенным краем. Юбка фиксировалась на талии с помощью шерстяного пояса (гашника) и оборачивалась вокруг бёдер.
Да, это предмет одежды напоминал юбку, но с уникальными особенностями. Для создания применяли ткань, изготовленную дома на ткацком станке. Ширина полотна обычно не превышала 35 сантиметров, и поэтому для одной юбки требовалось несколько отрезов.
Тканевые полотнища могли сшиваться не целиком. Некоторые понёвы имели разрезы сбоку или спереди. Длина понёвы, соответствуя длине рубахи, могла достигать щиколоток или икр, что зависело от местных традиций. Юбку носили, поднимая до груди или опуская ниже талии. Во время работы подол подворачивали и заправляли за пояс. Этот же приём использовали и во время праздников, чтобы показать красоту вышивки на рубахе.
Понёва являлась важным элементом женской одежды, которую начинали носить после определённого события в жизни. Цвета различались. Этнограф Е. Самоделова указывает, что алый цвет использовался для повседневной носки, чёрный надевали после утраты близкого человека, а синий — после года траура. Расцветки не были строго установлены, поэтому для обыденной носки в разных областях выбирали как красный, так и синий цвет.
В Смоленской области носили понёвы с открытыми боками, в Рязанской — плиссированные, а в Орловской и Тамбовской понёвы заправляли за пояс. По оформлению понёвы определяли возраст женщины. Замужние женщины украшали низ подола шерстью, а девушки — атласными лентами. Узоры на ткани также указывали на статус. Например, в Воронежской области женщина, которая недавно родила, носила понёву с узором “орлиный глаз”.
Понёвы обычно шили дома из домотканой ткани. К ним относились бережно, передавая по наследству. Девушки готовили несколько понёв в приданое, чтобы иметь возможность менять их в зависимости от ситуации.
Индикатор возраста и семейного статуса и обряд "загона в поньку"

Поневу надевали после специального обряда, а маленькие девочки носили полотняную рубаху. / www.i.pinimg.com
Только маленькие девочки не носили понёву, а ходили в полотняной рубахе, подпоясанной поясом, чаще красным. С наступлением половой зрелости (в разных областях — от 12 до 18 лет), наступало время понёвы. Её надевали впервые во время особого обряда.
А. Глаголев описывал в 1823 году обряд в Тульской области. В день именин в дом приглашали родственников, девочку ставили на скамью и велели ходить по ней. Мать следовала за ней с понёвой, уговаривая дочь “вскочить” в неё. Девочка отказывалась. Но не потому, что не хотела надеть новую одежду, а потому, что того требовал ритуал. Немного поломавшись, она все же “запрыгивала” в наряд. С этого момента её могли сватать, так как понёва символизировала зрелость и готовность к рождению детей.
Обряд могли проводить и старшие братья девочки в день ее совершеннолетия. Назывался этот ритуал «загон в поньку». Ношение понёвы с наступлением зрелости имело практическое значение: плотная непрозрачная юбка закрывала следы естественных ежемесячных процессов.
Понёва на свадьбе и кто ее не носит

Монахини поневу не носили. / www.avatars.dzeninfra.ru
Как правило, девушки после достижения зрелости вскоре вступали в брак, в связи с чем понёва в этнографических работах часто рассматривается как элемент свадебного костюма. Борис Куфтин, советский исследователь, в своей книге «Материальная культура русской мещеры» писал, что в большинстве регионов понёва являлась обязательной составляющей свадебного облачения, и её ношение до свадьбы было строго воспрещено. Церемония надевания свадебной понёвы в основном повторяла обряд, проводимый при наступлении совершеннолетия. Отличие заключалось лишь в том, что «заскочить» в понёву невесте предлагали её крёстные, а не мать. После успешного «заскока» невеста считалась готовой к предстоящему венчанию.
Впрочем, у того же Куфтина можно встретить и другие свидетельства, говорящие о существовании иных традиций. В некоторых селах, расположенных на правом берегу Оки, венчались без понёвы, а надеть её дозволялось только после того, как невеста выходила из церкви.
Существует распространённое мнение, что понёву надевали только после свадьбы, а во время обряда “впрыгивания в понёву”, который проводился при половом созревании, её давали лишь для совершения ритуала, на один день. Однако, этот обычай свидетельствует о связи понёвы именно с фактом наступления половой зрелости, а не с замужеством. После свадьбы у женщины изменялась причёска (одна коса заплеталась в две) и волосы прятались под головной убор. Это объясняется древними представлениями: разделение косы символизировало утрату девственности, а сокрытие волос защищало от сглаза при переходе в другую семью. При обряде “впрыгивания в понёву” волосы девушки оставались нетронутыми, и ей не давали женский головной убор вместе с понёвой. Вероятно, потому что этот обряд не был “подготовкой к замужеству” или примеркой женского костюма. Надевание кички символизировало сам брак, а понёва — лишь готовность к браку и физическую зрелость. Следовательно, нельзя исключать, что в древности понёву носили и незамужние, но взрослые девушки.
Девушки, которые по разным причинам не создали семью, – вековухи – пожалуй, единственные, кому было запрещено надевать понёву. В течение жизни они носили рубаху, поверх которой надевали подол (девичью юбку) или запон, разновидность фартука.
Из-за отказа от мирской жизни и обета безбрачия, монахини также не имели права носить понёву. Облачение в чёрные монашеские одежды символизировало принятие иного пути, отказ от земного брака и сохранение девственности. Невестам Христовым не разрешалось использовать атрибут, ассоциирующийся с замужеством и рождением детей — основной ролью женщины в миру.
Одежда русских крестьян была весьма разнообразной: Что надевали на праздники — сарафан, сборник, душегрея и другая традиционная одежда.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: