Вокруг света   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0

Челюскин - пароход-легенда | Фото: Commons.wikimedia.org

Челюскин - пароход-легенда | Фото: Commons.wikimedia.org

Историю челюскинцев знают не только рожденные в СССР. В 1930-е годы новость о спасении 104 членов экипажа корабля "Челюскин", затонувшего в арктических льдах, облетела весь мир. Среди команды были 10 женщин и двое детей. Люди провели на льдине 2 долгих месяца, и разыскать их удалось лишь благодаря героизму советских летчиков.

Теплоход Челюскин в тяжелых льдах | Фото: ria.ru

Теплоход Челюскин в тяжелых льдах | Фото: ria.ru

Плавание корабля "Челюскин" было настоящей авантюрой. В 1930-е годы перед Страной Советов встала непростая задача освоения Северного морского пути, канала, который смогу бы связать Европу и Дальний Восток. Эту идею с восторгом принял известный ученый Отто Шмидт. В 1932 году он успешно провел экспедицию по Баренцевому и Белому морям, и, воодушевленный результатом, стал настаивать на сквозном плавании. Во второй раз преодолеть этот непростой участок Северного Ледовитого океана, снискавшего дурную славу из-за тяжелых льдов, Шмидт решил на обычном грузовом корабле.
Теплоход Челюскин в тяжелых льдах | Фото: ria.ru

Теплоход Челюскин в тяжелых льдах | Фото: ria.ru

После утверждения маршрута экспедиции подобрали и судно. Выбор пал на пароход "Лена", строительство которого только-только закончили датчане. Конечно, для столь важного события корабль переименовали: он получил гордое название "Челюскин" в честь российского исследователя Арктики. Командовать плаванием был назначен Владимир Воронин. Подойдя более ответственно к вопросу, он не одобрил опрометчивое решение плыть на неподготовленном пароходе, но оптимизм и самоуверенность Шмидта оказались более весомым аргументом для советского правительства, чем все сомнения Воронина. В надежности корабля не сомневался никто, об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в опасную экспедицию один из членов экипажа отправился с женой, которая была буквально на сносях. К слову, она родила прямо на корабле, а позднее прожила несколько дней с младенцем на дрейфующей льдине.
Портрет Отто Шмидта | Фото: Commons.wikimedia.org

Портрет Отто Шмидта | Фото: Commons.wikimedia.org

Легкомыслие Шмидта привело к несчастному случаю, который чуть не обернулся трагедией. Забегая наперед, скажем, что после крушения из всей команды погиб только 1 человек, все остальные были спасены. Но какой ценой этого удалось добиться?
Портрет Владимира Воронина, капитана корабля | Фото: cheluskin.ru

Портрет Владимира Воронина, капитана корабля | Фото: cheluskin.ru

Радио-инженер Эрнест Кренкель | Фото: cheluskin.ru

Радио-инженер Эрнест Кренкель | Фото: cheluskin.ru

Григорий Дурасов - матрос первого класса | Фото: cheluskin.ru

Григорий Дурасов - матрос первого класса | Фото: cheluskin.ru

Под руководством Шмидта "Челюскин" отбыл из Мурманска и прошел через Чукотское море. Расчет был на то, что дрейфующий корабль самостоятельно дойдет к острову Врангеля, но этим планам не суждено было сбыться. За время экспедиции "Челюскин" несколько раз попадал в ледяной плен: в первый раз его спас ледоход "Красин", во второй раз помощь предлагал капитан ледохода "Литке", но Шмидт не мог себе позволить признать свое поражение. 10 дней понадобилось ему на то, чтобы наконец оценить масштаб бедствия, но этот срок был слишком велик, и "Литке" уже не смог пробраться к челюскинцам сквозь ледяной покров.
Научный работник, инженер-физик - Ибраим Факидов | Фото: cheluskin.ru

Научный работник, инженер-физик - Ибраим Факидов | Фото: cheluskin.ru

Научный работник Петр Ширшов | Фото: cheluskin.ru

Научный работник Петр Ширшов | Фото: cheluskin.ru

Отто Шмидт - начальник экспедиции | Фото: cheluskin.ru

Отто Шмидт - начальник экспедиции | Фото: cheluskin.ru

Завхоз Могилевич, единственный погибший. Был сбит с ног покатившейся бочкой на палубе и упал за борт, где его сразу затянуло под лёд | Фото: cheluskin.ru

Завхоз Могилевич, единственный погибший. Был сбит с ног покатившейся бочкой на палубе и упал за борт, где его сразу затянуло под лёд | Фото: cheluskin.ru

Тяжелые льдины вспороли брюхо кораблю, эвакуация была проведена оперативно, и "Челюскин" в считанные часы пошел ко дну. Эвакуация пострадавших проходила силами авиации. Лагерь челюскинцев 5 марта обнаружил летчик Анатолий Ляпидевский, совершив до этого 28 неудачных вылетов. Именно он эвакуировал первую группу - женщин с детьми. Хотелось верить, спасение близко, но у его самолета возникли технические неполадки, продолжить спасательные работы смогли лишь 7 апреля. 13 апреля со льдины были эвакуированы последние члены экипажа (в том числе и капитан Владимир Воронин), а на следующий день налетевший шторм снес все, что осталось от лагеря. В спасательной операции принимало участие 7 пилотов, все они получили государственные награды.
Пароход «Челюскин» отбывает из архангельского порта, 1933 год | Фото: ria.ru

Пароход «Челюскин» отбывает из архангельского порта, 1933 год | Фото: ria.ru

Отправляясь в антарктические экспедиции, советские исследователи были готовы к самым непредсказуемым ситуациям. Например, врач Леонид Рогозов был вынужден прооперировать сам себя, поскольку второго медика в группе не оказалось.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








6969
20.04.2016 14:46
В закладки
Версия для печати




Смотрите также