
Десятки картин, набросков, фотографий авторства прерафаэлитов середины 19 века посвящены образу одной женщины. Джейн Моррис была любимейшей натурщицей Братства прерафаэлитов, и они не ограничивались живописью, посвящая ей стихи и прозаичное внимание. Удивительно, но музой нетрадиционных радикальных художников стала неграмотная простушка со спорной в плане идеальности внешностью. А еще ей удалось выйти за одного из них замуж и параллельно ходить в любовницах второго.
Ночные бабочки и натурщицы

Уильям Моррис. / Фото: www.flectone.ru
Один из главных представителей общества художников-прерафаэлитов Данте Габриэль Россетти не был женоненавистником, но и не уважал официальные узы законного брака. Всякий раз, решившись жениться, он придумывал всяческие отговорки для отсрочки женитьбы. И чаще всего, потому что его творческий взгляд останавливался на очередной красотке. В 1850-м творчество Данте взорвал новый импульс – художник встретил особенную музу. Элизабет Сиддал приехала из Шеффилда в Лондон за пару лет до того. Дочь рабочего искала заработка шитьем, пытаясь устроиться в шляпный магазин. Ее взяли модисткой, в этом амплуа ее и увидел художник Уолтер Деверелл. Он попросил мать предложить Элизабет работу натурщицы, что для девушки из приличной семьи было сродни заниматься непотребщиной.

Фото Элизабет Сиддал. / Фото: www.fotosil.ru
А та и согласилась. После знакомства роман закрутился удивительно быстро, и Россетти прожил вместе с девушкой около десяти лет. Но для Лиззи эти годы не были спокойными никогда. Данте, как личность творческая, нуждался в поддержании определённого градуса внутренних страстей. Параллельно с Элизабет он не брезговал и другими связями. К примеру, одной из его любовниц была экс-проститутка и натурщица Фанни Корнфорт. Причем, художника этот треугольник ничуть не смущал. Он прямо заявлял, что Фанни – для тела, Лиззи – для души. Но самая большая проблема этого союза заключалась в другом. Элизабет приехала в Лондон уже с диагнозом туберкулез. Ей постепенно становилось все хуже, и чтоб недомогания переносились легче, она злоупотребляла настойками опия.
Околдованные музой

Джейн Моррис. / Фото: www.moda-beauty.ru
Джейн Бёрден (в замужестве Моррис) росла в семье конюха и служанки. Девушку логично ожидало то же будущее, что и у ее неграмотных родителей. Но судьба одарила ее другой ролью, после того как девушка покорила представителей общества прерафаэлитов. Когда в 1857-м Джейн с сестрой отправилась в театр, ее заметили Россетти и его соратник Эдвард Берн-Джонс. Заводные художники с ходу предложили незнакомке позировать и получили согласие. Джейн была максимально немногословна, причем, скорее всего, по причине косноязычия. Ее замкнутость и застенчивость легко объяснялась тем, что её речь состояла из сплошных ошибок и шла в разрез с изящной внешностью. Другими словами, как только девушка открывала рот, ее черты меркли в глазах окружающих. Надо отдать должное Джейн за то, что она осознавала этот факт и в основном молчала.
Данте Россетти плевать хотел на дешевое платье и бедняцкое произношение. Он увидел, как Джейн поворачивает голову, совершает жесты, наклоняется, и понял, что именно ей суждено стать героиней будущих картин. Она такая одна, и он будет писать ее! Не меньше был поражен и его друг Моррис. Джейн представляла собой его идеал женской красоты. Именно таким чертам поклонялись прерафаэлиты – белая кожа, густые длинные волосы, вытянутое лицо, распахнутые глаза, чувственные губы.
Замуж - запросто!

Обожаемая натурщица Джейн. / Фото: www.ru.pinterest.com
Через короткое время Уильям Моррис предложил Джейн обручиться. Женатый Россетти, обративший на нее внимание первым, себе такого позволить не мог. И Джейн не отказала. Она признавала, что не была безумно влюбленной в мужа изначально, и приняла его предложение с позиции глубокой человеческой симпатии и уважения. Новоиспеченная супруга честно поддерживала все начинания Морриса и сумела создать собственный неповторимый стиль. Она избавилась от тугих корсетов с кринолинами и облачилась в свободно струящиеся платья натуральных оттенков.
Дополняла образ тонкими цепочками и неброскими бусами, заменив ими тяжёлые ожерелья и массивные украшения. Когда супруга Россетти скончалась в 1862 году, терзаемый горем художник стал злоупотреблять хлоралгидратом и алкоголем. Его мучили глубокая депрессия, ночные кошмары и нервные расстройства. Но даже растерзанный столь серьезными недугами творец долго без дамы сердца оставаться не планировал. Теперь уже ничего не мешало сделать объектом новой страсти Джейн Моррис.
Параллельные связи

Портрет Джейн Моррис, Россетти. / Фото: www.ru.wikipedia.org
Их тесная связь не была тайной для Морриса. Убеждённый социалист не считал жену собственностью, хотя горячо ее любил и дорожил Джейн. Ей была предоставлена полная свобода. Так, летом 1871-го он перевез вторую половину с детьми в загородный дом, а сам отправился путешествовать по Исландии. Он не мог не знать, что после его уезда к Джейн присоединится и Россетти. В те годы его голову занимал образ Прозерпины, так что с 1871-го по 1882-й Россетти десятки раз писал Джейн в образе древнеримской богини. Символично, что модель повторяла судьбу своего прототипа. По легенде, Прозерпина полгода проводила в царстве мёртвых, а оставшуюся половину — в царстве живых.
Так и Моррис разрывалась между деятельным, здравым мужем и погружавшимся в пучину своих болезненных страстей Россетти. Он делался всё более закрытым, избегал встреч с друзьями, много пил и даже попробовал в 1872-м себя убить, приняв высокую дозу настойки опиума. Данте мучила мания преследования, но даже в самом безумном состоянии он продолжал работу над картинами. Джейн обычно была рядом с любовником в его нервных срывах, которые наступали все чаще. Но в какой-то момент поняла, что его увлечение наркотиками и алкоголем перешло все границы, и вернулась к супругу домой.

Данте Россетти. / Фото: www.artchive.ru
9 апреля 1882 года Данте Габриэль Россетти скончался. Последние недели его одолевали галлюцинации и приступы паралича. Проблемы со здоровьем начались и у Уильяма Морриса. Он страдал подагрой и учащающимися приступами эпилепсии. Умер 4 октября 1896-го в состоянии полной инвалидности. Джейн пережила обоих на десятилетия, успев насладиться 20 веком с его признанием творчества прерафаэлитов и ее самой в качестве музы.
Детальнее о подходах радикальных художников: Иисус с грязными ногами и коренастые ангелы: В чем обвиняли художников-прерафаэлитов и как им удалось добиться признания.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: