История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Шестидневная война между Израилем и Египтом заставила 14 кораблей бросить якоря в Суэцком канале, сделав экипажи случайными пленниками на 8 лет. Благодаря находчивости капитанов моряки наладили быт и досуг несмотря на то, что являются представителями разных стран. На одном корабле проводили спортивные соревнования, на другом – церковные службы, на третьем – смотрели фильмы, играли и развлекались. Организовали ассоциацию и выпустили собственные марки. Когда ловушка открылась, своим ходом домой вернулось только два корабля.


Ловушка Суэцкого канала для 14 кораблей из разных стран из-за Шестидневной войны Израиля и Египта


Ловушка Суэцкого канала для 14 кораблей. / Фото: realt.onliner.by

Ловушка Суэцкого канала для 14 кораблей. / Фото: realt.onliner.by

Утро 5 июня 1967 года для экипажей кораблей, проходящих Суэцкий канал, был обычным. Все выполняли свои повседневные обязанности, но размеренность прервал гул снарядов, самолетов, взрывы. Питер Флэк, матрос английского корабля «Агапенор», который перевозил игрушки для Вулвортса, находился на палубе, когда увидел приближающиеся самолеты, идущие на низкой высоте, направляющиеся в сторону Египта. На другом корабле электрик Джон Хьюз устанавливал фонарь на мачте, но взглянув вниз увидел, что на берегу со стороны Египта, окопались солдаты и наставили ружья в его сторону. Он быстро спустился вниз, и тут начался налет самолетов, которые разбомбили египетскую базу. Пилоты действовали хитро. Они летели низко, практически касаясь мачт кораблей, тем самым прикрываясь ими от вражеских снарядов, потому что по мирным международным кораблям никто бы не посмел стрелять.

После трех дней активного взаимного обстрела египетская сторона приняла решение заблокировать Суэцкий канал, чтобы обезопасить себя. Были взорваны мосты, в воде плавали морские мины, обломки мусора. Все это не позволило кораблям продвигаться дальше. Таким образом образовалась ловушка для 14 кораблей, которые как раз находились в самом широком его месте – в Большом Горьком озере. Еще один, 15-й корабль, был отрезан от общего количества и находился в озере Тимсах.
Шестидневная война, закрывшая Суэцкий канал. / Фото: topwar.ru

Шестидневная война, закрывшая Суэцкий канал. / Фото: topwar.ru

Военные действия приняли затяжной характер. Обе стороны занимались артиллерийскими обстрелами, действовали диверсионные группы. Поэтому канал оставался закрытым 8 лет. Открыть раньше не представлялась возможность, да вряд ли какая-то страна решилась бы послать свой корабль с товаром через зону боевых действий.

Ассоциация Великого Горького озера – сотрудничество капитанов кораблей


Корабли желтого флота, объединенные в группы. / Фото: polzam.ru

Корабли желтого флота, объединенные в группы. / Фото: polzam.ru

На мели оказались корабли MS «Северный ветер» из Западной Германии, перевозивший футболки, и второй MS Münsterland, доставляющий яйца, фрукты. Два швейцарских судна – «Госпожа Киллара» и «МИСС Япония» – перевозили шерсть, шкуры, фрукты, свинец, свиней из Австралии, кейсовые товары с Дальнего Востока. Четыре корабля из Великобритании, два польских, два американских – на танкере «Наблюдатель» была пшеница, и он находился отдельно от других кораблей. Были еще из Болгарии и Франции, а чехословацкий корабль «Госпожа Леднице» вез из Эфиопии коровьи шкуры. С таким багажом оказались в ловушке корабли, капитаны и моряки, которые нашли правильный выход из ситуации.

В октябре все капитаны собрались на корабле «Мелампус» и договорились о создании «Ассоциации Великого Горького озера». Получилось практически государство, состоявшее из людей разной национальности. Уговором было оказывать друг другу поддержку, общаться и вместе решать проблемы.

Со временем пришлось решать вопрос с количеством людей, которых нужно было снабжать пропитанием. Их количество смогли сократить только в 1969 году, вернув домой, после чего корабли объединили в группы. Позже еще раз провели сокращение, оставив только необходимое количество для поддержания рабочего состояния кораблей. Оставшиеся члены экипажей менялись каждые три месяца, заходя на корабли как на вахту. Дольше всех были матросы с немецких кораблей, которые в 1972 году на досмотр взяла норвежская компания. До освобождения из ловушки оставалось 3 года. Члены экипажей будут вспоминать проведенное время в случайном плену как большое приключение в дружной интернациональной семье.

Досуг и развлечения моряков на кораблях: кино, игры, соревнования


Досуг моряков. / Фото: cont.ws

Досуг моряков. / Фото: cont.ws

Объединение кораблей в ассоциацию позволило организовать досуг членам экипажей, чтобы им было легче переносить изоляцию. Они общались, придумывали мероприятия, соревнования. Был создан свой яхт-клуб, а в 1968 году провели Олимпиаду, назвав ее «Олимпийские игры на Горьком озере». Было все как на настоящих соревнованиях. Гонки на шлюпках провели на самом большом английском корабле MS Port Invercargill, потом сыграли в футбол, стреляли из лука, был спринтерский забег, водные лыжи, прыжки с трамплина и рыбалка. Всего было 14 дисциплин с вручением самодельных наград победителям.
Победители Олимпиады на Желтом флоте. / Фото: cont.ws

Победители Олимпиады на Желтом флоте. / Фото: cont.ws

Темы для времяпрепровождения поделили по кораблям, и желающие посещали то, что хотели. Так, на немецком Nordwind проводились церковные службы, а на болгарский ходили как в кинотеатр, на шведском устроили бассейн. Моряки организовывали вечеринки, развлекались карточными играми. Товар, который можно было употребить в пищу, был поделен между экипажами.
Досуг на кораблях Желтого флота. / Фото: polzam.ru

Досуг на кораблях Желтого флота. / Фото: polzam.ru

Корабли застряли на мели, а песок пустыни, постоянно гонимый ветром, засыпал их, окрасив в желтый цвет. По крайней мере такими они смотрелись издалека. Из-за этого их прозвали «Желтым флотом», а моряки запечатлели этот момент на марках собственного производства.

Почтовые марки Желтого флота: нарисованные виньетки


Почтовые марки кораблей-пленников Суэцкого канала. / Фото: flectone.ru

Почтовые марки кораблей-пленников Суэцкого канала. / Фото: flectone.ru

Ассоциация решила закрепить свое положение, создав собственную марку, на которой была указана дата, когда они застряли в Суэцком канале, изображение якоря и цифра 14, указывающая на количество кораблей. На всех кораблях был поставлен штамп – «отправлено по почте», хотя на самом деле она являлась обычной открыткой, а не знаком почтовой оплаты. Идея была чехословацкого капитана Иржи Кудрна, который сам нарисовал и отпечатал первую марку на гектографе, на фиолетовой кальке. Тираж марки составил 200 штук в 1967 году. Другие капитаны поддержали гениальную идею и стали также выпускать свои марки, поэтому оказалось большое их разнообразие.
Марки GBLA. / Фото: polzam.ru

Марки GBLA. / Фото: polzam.ru

Позже стали рисовать марки, посвящая их какой-нибудь дате, например – 500 дней пребывания на озере, в честь парусной регаты, олимпиады, годовщины. Рисовали птиц, стремящихся в небо, чтобы подчеркнуть свое положение и стремление к свободе. Больше всех виньеток с марками создали на польских судах, используя резину как штамповку, нанеся на нее рисунок.
Конверт с печатью ассоциации Горького озера. / Фото: polzam.ru

Конверт с печатью ассоциации Горького озера. / Фото: polzam.ru

Марки не могли обладать законной силой, хотя позже их признал Египет и разрешил к использованию. Некоторая почта могла доходить, если на ней была марка GBLA (Ассоциация Великого Горького озера).
Письмо со штемпелем от ассоциации Желтого флота. / Фото: polzam.ru

Письмо со штемпелем от ассоциации Желтого флота. / Фото: polzam.ru

Экипажи получали почту от коллекционеров, и чтобы доставить им радость, на обратной стороне конверта они проставляли свои штемпели. Для филателистов это было большим подарком, поэтому их стали даже подделывать. Со временем на корабль завезли уже готовые морские марки и открыли почтовую контору.

Разблокировка канала в 1975 году и возвращение кораблей домой


Западногерманское судно Норманд, вернувшееся домой после 8 летнего плена. / Фото: polzam.ru

Западногерманское судно Норманд, вернувшееся домой после 8 летнего плена. / Фото: polzam.ru

Война Судного дня, выраженная военным конфликтом в течение 19 дней в октябре 1973 года, поставила точку в разборках между Египтом и Израилем. С этого момента появилась возможность заняться открытием Суэцкого канала, хотя это было сделать не так просто. Потребовалась очистка дна канала от боеприпасов, разрушенных кораблей, мин. Фронт работы был очень большим, поэтому на помощь Египту пришли другие страны.

Заключительный этап очистки в 1974 году назывался «Нимрод Спар», в ходе чего удалили 10 судов, которые были обозначены как затонувшие. Последней зоной для расчистки являлось Горькое озеро, в котором затонуло американское судно «Глен» во время боевых действий Судного дня. Второй американский корабль СС «Наблюдатель» застрял в озере Тимсах. То есть американские корабли не пережили ловушку Шестидневной войны.
Разминирование Суэцкого канала в 1974 году. / Фото: forums.airbase.ru

Разминирование Суэцкого канала в 1974 году. / Фото: forums.airbase.ru

Невероятным событием для жителей Гамбурга была дата 24 мая 1975 года, когда в порт вернулись два корабля, 8 лет побывавшие в заложниках Суэцкого канала. Münsterland и Nordwind встречали в порту 30 тысяч зрителей. Эти два судна были единственными, которые добрались домой своим ходом. Затянувшееся путешествие было окончено через 8 лет, 3 месяца и 5 дней.

Разные складываются обстоятельства как на суше, так и на море, из-за которых люди становятся невольными пленниками. Героически себя проявили советские моряки в 1960 году, которых нашли случайно на дрейфующей барже. Они питались кожаными ремнями и пили техническую воду 49 дней. Но даже когда их обнаружили, то они попросили только топлива и продуктов у экипажа американского авианосца.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1236
20.05.2024 15:46
В закладки
Версия для печати




Смотрите также