
Сомнительное равенство

Внешности предполагаемой невесты уделялось огромное значение. / www.n1s1.hsmedia.ru
Византийская принцесса Софья Палеолог (жена Ивана III), “завезла” эту традицию в Московское княжество. Именно благодаря ей русские правители стали выбирать себе жен не среди родственниц или дочерей иностранных монархов. А среди самых красивых русских девушек, которых собирали со всех уголков страны.
Сын Софьи, великий князь Василий III, был первым, кто устроил настоящие смотрины. А вот последним был Петр I. После него эта традиция, как говорится, “сошла на нет”.
Исследователи из “Энциклопедии обрядов и обычаев”, анализируя царские смотрины допетровской эпохи, указывают соображения безопасности как причину выбора невест не из знатных фамилий. Правители опасались, что влиятельный род со временем может оспорить царскую власть. Поэтому на смотр приглашали дочерей дворян, без учета их происхождения. Пример — Мария, первая жена Алексея Михайловича, дочь придворного. Он до замужества торговала грибами, которые сама же и собирала.
Специальные группы, своего рода “скауты”, ездили по русским землям. Их целью был отбор девушек для роли будущей царицы. Требования были просты: высокий рост, красота, соответствовавшая тогдашним представлениям, и интеллект, достаточный для поддержания беседы. «Золушек», конечно, на царские смотрины не приглашали. Крестьянкам там места не было. Но, всё же, это были “выборы” с элементами демократии. Могли попытать счастья девушки из знатных, но обедневших родов. В наше время социологи назвали бы это возможностью социального роста, “социальным лифтом”.
Искусствовед Марина Ракитина, специалист из Музеев Московского Кремля, дополняет эту картину предварительного отбора. Высокая — значит рослая, статная, внешне привлекательная, не болезненно худая (что считалось признаком скрытой болезни), скорее дородная, “кровь с молоком”, бледность не приветствовалась. Единственные дочери в семье также не рассматривались, так как считалось, что это может указывать на бесплодность рода. Мол, будущая царица может не родить наследника престола.
Воспоминания иностранцев об обряде

Девушек выстраивали в шеренгу и царь ходил вдоль этого строя, беседуя с каждой. / www.images.orsk.ru
Франческо де Колло, который представлял интересы императора Максимилиана I, оставил любопытные записки о смотринах невест при Василии III, отце Ивана Грозного. Сам он, правда, на этих мероприятиях не присутствовал, но тщательно собирал рассказы очевидцев. Вот как это происходило, по их словам.
Представьте себе: в Москву свозили девиц со всей Руси, больше пяти сотен! Но до финала добирались единицы — всего десяток. И вот эту “избранную десятку” государь Василий удостаивал своим личным вниманием. А остальных отсеивала специальная комиссия, важные бояре, люди опытные. Марина Ракитина, изучив архивы, утверждает, что на роль третьей жены Грозного претендовали аж две тысячи девиц! Можете себе представить масштабы?
И, конечно, “финалисток” ждало тщательное обследование. Повивальные бабки должны были удостовериться все ли в порядке с их честью. Этот обычай, кстати, сохранялся аж до XVIII века. И вот, ожидая царского выбора, девушки жили в Кремле, в отдельных покоях. Как в сказке, с одной стороны, а с другой какое напряжение! Девиц размещали во дворце, но о роскоши речь не шла. Представьте себе комнату, где стоит дюжина кроватей. Получалась настоящая казарма.
За еду и питье отвечал царь, а вот за наведение красоты его доверенные люди. Их задача была вывести на чистую воду обманщиц. Кто вплетает чужие волосы для пышности, кто грудь приподнимает хитрыми повязками, кто лицо отбеливает… Все должно быть честно!
Завершающий этап, по словам Ракитиной, был, на удивление, прост. Выстраивали девушек в шеренгу и царь ходил вдоль этого строя, беседуя с каждой. Тут-то и проявлялось главное качество — умение поддержать беседу, не ударить в грязь лицом. Выбирал тех, кто больше глянулся. И вот тут начинаются разногласия. Иностранцы писали, что осматривали девиц, как говорится, “без одежд”. Наши историки про эту пикантную деталь не пишут. В силу отсутствия достоверных доказательств. А вот самую счастливую девушку ждал подарок — кольцо и платок. Все, помолвка состоялась, жизнь изменилась навсегда.
Как девок утаивали и чем это грозило

Ефимии Всеволжской так туго затянули волосы, что она потеряла сознание. / www.annapeicheva.ru
Сергей Соловьев, известный русский историк, описывал указы Ивана Грозного (а он, как известно, был женат аж четыре раза!), где царь грозил жестокой расправой тем, кто попытается “утаить девок” от царского смотра. Представляете, какие страсти кипели? Историки объясняют это нежелание подданных показывать своих дочек царю тем, что смотр был своеобразной лотереей. Повезет — семья взлетит на вершину, а нет — жди беды. Если везло, родственникам невесты выпадал шанс укрепить свое положение и увеличить богатство. Но существовала реальная опасность потерять все, в том числе и свободу. Были примеры.
Вот, скажем, история Ефимии Всеволжской, помещичьей дочери, которую выбрал сам Алексей Михайлович. Поэтесса Наталья Кончаловская описала, как ее “отсеяли” прямо перед свадьбой. Говорят, боярин Морозов, у которого была своя фаворитка на роль царицы, подстроил все так, чтобы Ефимия потеряла сознание во время смотра. Сянули ей, мол, волосы настолько сильно, что она упала без чувств.
Карамзин же писал, что обморок Ефимии имел нехорошие последствия. Царя убедили, что у девушки “падучая ”, и Ефимия вместе с родителями была сослана в далекую Тюмень. А родители были наказаны за сокрытие недуга дочери.
Молодая царица могла быть насильно пострижена в монахини, даже без объяснения причин. Например, историки до сих пор гадают, почему так поступили с последней венчанной женой Грозного, Анной Колтовской. Плелись дворцовые интриги, царских жен травили ядом, устраивали козни и заговоры, чтобы устранить претендентку. Так что, понимаете, почему люди не особо мечтали вести своих дочерей на этот царский “аукцион”? Лучше уж синица в руках, чем журавль в небе, даже если этот журавль — царская корона.
Софья Палеолог не только “завезла” традицию выбора невест в Московское княжество: Заставила католика-кардинала поклониться Богородице и родила русскому царю 12 детей — как изменила Русь наследница Византии Софья Палеолог.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: