История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Экстравагантная мода на парфилаж заставляла аристократок-француженок делать немыслимые вещи. Ради своего увлечения и добычи драгоценных нитей они раздевали гостя и срезали с его сюртука позолоченные оборки. Это была погоня не за деньгами, а за модой, которую некоторые считали отвратительной, а другие поддерживали и специально дарили предметы, чтобы потом их распустить до последней ниточки. Разрушительное увлечение во Франции назвали парфилажем, а в Англии – «дризлинг» или «моросящий дождь». Оно было полезным только единожды – во времена экономического кризиса, а для короля Леопольда – для борьбы с тоской, хотя из-за него он же впал в другое расстройство.


Новое хобби аристократок при Людовике XVI


Парфилаж - новое хобби аристократок. / Фото: kulturologia.ru

Парфилаж - новое хобби аристократок. / Фото: kulturologia.ru

Аристократки не нуждались в работе, но было принято, чтобы они умели рукодельничать. С детства девочек учили шить и вышивать, но взрослые редко этим занимались. В качестве исключения они вышивали собственноручно платочек или вензеля на одежде, если хотели привлечь чье-то внимание. Странным и скорее бесполезным увлечением считалось завязывание узелков на ленте. Когда оно отошло, его сменило другое, захватившее аристократок на несколько десятилетий – начали распускать то, что уже было создано. То есть не созидали, а разрушали, и хобби назвали «парфилажем». Для этого занятия нужна была ткань с позолоченной или серебряной нитью и инструменты, чтобы ее можно было обрезать и вытаскивать. Их доставали и аккуратно наматывали на челнок или катушку.
Золотые металлизированные нити для ткани. / Фото: Pinterest

Золотые металлизированные нити для ткани. / Фото: Pinterest

Увлечение появилось при Людовике XVI, когда дамам нечем было заняться, и с ним коротание времени проходило веселее. Разрушительное хобби быстро стало популярным.

«Золотые» вечера любительниц парфилажа


Золотые вечера любительниц парфилажа. / Фото: kulturologia.ru

Золотые вечера любительниц парфилажа. / Фото: kulturologia.ru

Новое хобби было удобным занятием для аристократок. Вроде бы и при деле, и вместе с тем ничем полезным не занимаются. Занятие было очень простым, поэтому на нем не приходилось концентрировать внимание, и это позволяло одновременно поддерживать светскую беседу, понемногу распуская ткань.
Как вариант, парфилаж помогал приковывать внимание к нежным и изящным тонким ручкам аристократок, когда пальчики ловко обрезали и вытягивали нити.
Аристократки за рукоделием. / Фото: nytimes.com

Аристократки за рукоделием. / Фото: nytimes.com

Это также было способом привлечь к себе поклонников, если мужчины захаживали на вечеринки. Их еще прозвали «золотыми», потому что они доставали драгоценные нити. Такими сборами славилась даже королева Мария-Антуанетта, которая увлекалась парфилажем.

Парфилажные аксессуары в красивых шкатулках


Инструменты для занятия парфилажем.

Инструменты для занятия парфилажем.

Модное хобби появилось в 1760-х годах, но пик популярности пришелся на 70-е годы XVIII века и немного просуществовал в XIX веке. Мастера быстро почувствовали потребность аристократов и подстроились под их нужды, создавая ножницы, ножи, челноки для наматывания ниток. Они стали делать наборы для рукоделия, которые носили в специальных маленьких, но дорогих сумочках. В них также помещалась ткань для распускания, чтобы в любой момент скучающая дама могла себя занять.

В Британии предпочитали хранить инструменты в шкатулках. Они были не менее красивыми и дорогими, изготавливались из древесины ценных пород, панциря черепахи и украшались декупажем, золотой росписью и другими декоративными элементами. В более позднее время был придуман ножик с коротким треугольным лезвием, которым было удобно отрезать нить и ткань, что устраняло необходимость носить сразу несколько инструментов.

Принц Леопольд Саксен-Кобург-Готский – ярый поклонник парфилажа


Принц Леопольд Саксен-Кобург-Готский увлекался парфилажем. / Фото: ru.m.wikipedia.org

Принц Леопольд Саксен-Кобург-Готский увлекался парфилажем. / Фото: ru.m.wikipedia.org

Про шкатулку для парфилажа вспоминала любовница принца Леопольда, который из-за жизненных обстоятельств страстно увлекся этим занятием. Он был одним из немногих мужчин, кто взял на вооружение женское хобби. Это произошло после того, как при родах умерла его жена Шарлотта вместе с ребенком. Он был безутешен не только по поводу их смерти, но и по поводу того, что британский трон ускользнул у него из-под носа. Видимо, он случайно наткнулся на шкатулку с инструментами для парфилажа, которым занималась его жена.

Сосредотачиваясь на вытаскивании нитей, он успокаивался, но, с другой стороны, дело дошло до обсессивного расстройства, когда только это и помогало ему отвлечься от тревожных мыслей. Со временем он завел любовницу - Каролину Бауэр, немецкую актрису и двоюродную сестру своего советника, барона Стокмара. Она была респектабельной женщиной и возлагала надежды на то, что принц на ней женится, но он поселил их на вилле в Риджентс-парке и просто наведывался в гости, всегда приезжая с коробочкой для парфилажа. После расставания Каролина призналась, что его мания к вытаскиванию нитей ее просто бесила. Поэтому, когда она видела, как он выходит из кареты со шкатулкой в руках, ее уже начинало тошнить. Эта стойкая неприязнь к парфилажу осталась у нее даже после расставания с принцем.

Леопольд все же стал королем, но любовь к парфилажу не остыла. Он занимался этим до самой смерти. Ходили слухи, что его увлечение было настолько сильным, что он за год достал столько нитей, что хватило их на то, чтобы расплавить и сделать супницу, которую он подарил племяннице, будущей королеве Виктории.

Маньячки парфилажа


Одежда с золотой и серебряной вышивкой, которую использовали для парфилажа.

Одежда с золотой и серебряной вышивкой, которую использовали для парфилажа.

Для парфилажа нужна была специальная ткань с позолоченной или серебряной нитью. Такую материю делали для камзолов, дорогой обивки, панно и обмундирования: она была на эполетах и галунах, на униформе камердинеров и горничных, которые могли ее продать и получить деньги. Материю искали по чердакам, где валялась старая мебель с дорогой обивкой или подушки с золотой вышивкой. Бывали и другие случаи, когда, несмотря на то что женщины относились к аристократической культурной среде, они могли вести себя как маньячки: завидя материю с золотыми нитями, без зазрения совести отрезали кусок прямо с наряда.
Увлеченные парфилажем готовы были даже порезать одежду мужчин с золотой вышивкой. / Фото: kulturologia.ru

Увлеченные парфилажем готовы были даже порезать одежду мужчин с золотой вышивкой. / Фото: kulturologia.ru

С этим связана одна история, в которой герцог де Шартр случайно оказался среди женщин-парфилажниц. Одна, завидев у него на сюртуке золотую отделку, не удержалась, достала ножницы и срезала ее. За ней последовали и другие дамы, сняв с графа сюртук. Противиться женщинам было сложно, но граф нашел способ им отомстить. Он заказал себе подобный сюртук, только попросил вставить поддельную, а не золотую нить. Поэтому когда женщины во второй раз распустили часть его одежды и решили сдать нить, то ее не приняли, потому что она не была золотой.

Парфилаж как способ добывать деньги и делать подарки


Парча - ткань с золотой нитью, XVII век. / Фото: ru.pinterest.com

Парча - ткань с золотой нитью, XVII век. / Фото: ru.pinterest.com

Зародилось разрушительное хобби как занятие, чтобы убить время, а потом в сложное время стало даже способом зарабатывания денег, хотя аристократы, вероятно, мало в них нуждались. И все же занятие парфилажем могло приносить 250 ливров в год, хотя это вряд ли покрывало расходы на ту ткань, которая использовалась.

Предприниматели, чтобы больше заработать, стали специально продавать кусочки материи с золотой вышивкой или вставной дорогой нитью. Также стали делать предметы в виде животных, предметов мебели и всего другого, которые просто сверкают от драгоценных нитей. Герцог де Лозен подарил одной даме «арфу», сделанную под настоящую, но полностью покрытую тканью с золотыми нитями.
Парфилаж - модное увлечение по распусканию ткани с золотой и серебряной нитями. / Фото: kulturologia.ru

Парфилаж - модное увлечение по распусканию ткани с золотой и серебряной нитями. / Фото: kulturologia.ru

Были и другие примеры: жена маршала де Бово на все большие праздники дарила своим подругам фигурки для парфилажа в соответствии с тематикой – ослика на Рождество, ангела на Пасху, кукольную мебель, голубя на Пятидесятницу. Все игрушки были сплошь в золотых рюшах, оборках и кружевах. Получательница сначала восторгалась подарком несколько дней, а потом доставала свои ножнички и распускала красоту до последней нитки.

Парфилаж стал легендой


Когда ткань с золотой вышивкой практически исчезла - хобби также перестало существовать. / Фото: kulturologia.ru

Когда ткань с золотой вышивкой практически исчезла - хобби также перестало существовать. / Фото: kulturologia.ru

Уже к концу XVIII века парфилаж перестал быть занятием, которое занимало большое количество людей, особенно в общественных местах. Он остался лишь единичным хобби, потому что мода на него отошла. Этому способствовало время, когда для пошива мундиров стали меньше использовать золотых украшений, а потом золотую нить заменили на искусственную. Уже не было модно ходить в сплошь золоченых нарядах, а использовался лишь какой-то элемент, и то это касалось церемониальной одежды на выход. Когда закончилась ткань – пришел конец парфилажу, который за это время успел распространиться по всей Европе. В Англии его окрестили «дризлинг», а в некоторых случаях называли «моросящий дождь».
Вытаскивание нитей из ткани переросло в другое рукоделие - мережка, из этого делают узоры. / Фото: ВКонтакте

Вытаскивание нитей из ткани переросло в другое рукоделие - мережка, из этого делают узоры. / Фото: ВКонтакте

В основном во второй половине Регенства, во времена правления короля Вильгельма IV парфилаж уже вышел из моды. Так закончилось увлекательное хобби аристократок, которые все равно не скучали, найдя себе новое занятие.

В современном мире не обязательно иметь золотые ткани, чтобы создавать шедевры. Их мастера способны делать даже из мусора. Разбитая фарфоровая посуда в руках Раймонда Исидора стала украшением его дома, превратив двор и постройки в настоящий дворец. Обычный сельский дом стал сказкой, в который даже после смерти хозяина приходят как в музей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1384
22.01.2025 12:08
В закладки
Версия для печати




Смотрите также