
Героиня мультфильмов о крокодиле Гене и Чебурашке стала главной антагонисткой и символом чрезвычайной вредности. Старуха Шапокляк в серии произведений Эдуарда Успенского, по которым и были сняты анимационные добрые фильмы, была вредной и неприятной, но не лишённой возможности измениться. Образ её был собирательным, но характер был позаимствован у одной женщины, а внешность – у другой. А вот историки и исследователи увидели в ней ярких представительниц поколения, чей расцвет пришёлся на 1930-е годы.
Странное имя

Старуха Шапокляк в мультфильме. / Фото: www.echosevera.ru
Забавная и вредная старушка запомнилась любителям мультфильма про Чебурашку не только своим вздорным характером и хулиганствам, но ещё и благодаря внешности. Художник Леонид Шварцман создал яркий и запоминающий образ модницы в летах в шляпке с длинной булавкой, предназначенной специально для головных уборов. А имя своё старушка получила по названию той самой шляпки, которую носила. Дело в том, что на героине шляпка была в сложенном виде. В оригинале это был цилиндр, весьма элегантный головной убор, пользовавшийся популярностью на протяжении многих лет. При этом оригинальные цилиндры были крайне неудобны в пользовании.

Старуха Шапокляк в мультфильме. / Фото: www.film.ru
К примеру, в театре его полагалось снимать, а вот сдавать в гардероб его уже было неудобно, часто громоздкие головные уборы просто выстраивались на полу, а чистота и гладкость цилиндров имела огромное значение. И в 1823 году французский шляпник Антуан Жибюс, вдохновившись морской треуголкой, которую легко было носить в сложенном виде, решил создать такой цилиндр, чтобы его можно было сложить лёгким движением руки. И ещё более комфортным способом вернуть цилиндру первозданный вид. Антуан Жибюс встроил в шляпу особую пружину. Один хлопок по верху цилиндра, и он с характерным звуком «кляк» превращался почти в плоскую шляпу. Вот и старуха Шапокляк носила такой сложенный цилиндр и соответствующее ему имя. А вот характер она позаимствовала у реального человека.
Видение Эдуарда Успенского

Старуха Шапокляк в мультфильме. / Фото: www.multiurok.ru
Эдуард Успенский признался в одном из своих интервью: прототипом для старухи Шапокляк стала его собственная первая жена Римма, с которой он познакомился ещё в студенческие годы, они вместе учились в авиационном институте. Впрочем, с заверениями финского писателя и биографа Ханну Мякеля о том, что срисовал образ Шапокляк Успенский с собственной матери, Эдуард Николаевич отчасти соглашался. По его словам, мама его Наталья Алексеевна была «довольно противная тётя», однако Шапокляк всё же больше похожа на его жену. И добавлял: жену он искал по образу и подобию матери.

Римма Успенская, первая жена Эдуарда Успенского. / Фото: www.babiki.ru
Удивительное дело, но жениться Эдуарда Успенского никто не заставлял, и с Риммой Успенской прожил он не год, не два, а целых 18 лет. Правда, дочь писателя Татьяна, родившаяся в 1968 году, рассказывала о том, что родители всё время ругались. Но при этом до свадьбы отец долго ухаживал за матерью, он буквально уговорил Римму стать его женой, хотя она не слишком рвалась за него замуж. Сам Успенский утверждал, будто жену никогда не любил и называл её «строгой, противной, вредной», а ещё удивлялся, как они прожили вместе столь долго. Правда, признавался он ещё и в том, что у Шапокляк есть его собственные черты, ведь писатель тоже добрым нравом не отличался. Он умудрялся ссориться со всеми жёнами, всех в чём-то подозревал и обвинял. А выяснение отношений и ссоры каким-то чудесным образом улучшали ему настроение.
Внешний образ списан с красавицы

Леонид Шварцман с куклами из мультфилма. / Фото: www.vm.ru
Художником-постановщиком серии мультфильмов о Чебурашке стал Леонид Шварцман. И во время создания куклы Шапокляк он буквально срисовал образ с собственной тёщи Нины Францевны Домбровской. Но при взгляде на Шапокляк невозможно было представить польскую красавицу, блиставшую в светских салонах начала XX века, в образе вредной старушки. Изначально художник отталкивался как раз от имени – Шапокляк – которое предполагало отсутствие всякого рода косыночек, присущих бабушкам в 1970-е, когда создавался мультфильм.

Старуха Шапокляк в мультфильме. / Фото: www.wedding8.ru
Леонид Шварцман решил: старуха Шапокляк должна быть женщиной немолодой, но при этом европейского типа, похожей на тех барышень, что до революции представляли собой русскую интеллигенцию. Он представил себе женщину, которой было лет 30 в 1930-е годы, а на пике моды того времени были все эти шляпки с булавками, кружевные жабо, рюши и оборки. У тёщи художник позаимствовал и седой «гулькой» на затылке. А дальше уже он сделал у Шапокляк более острый и вытянутый подбородок, длинный нос, и в результате у него получилась та самая хулиганистая и эксцентричная барышня, которую знают миллионы зрителей разного возраста.

Нина Францевна Домбровская в молодости. / Фото: www.vk.com
Правда, теперь в её внешности почти нельзя было узнать Нину Францевну Домбровскую, но художник и не ставил себе такую задачу. Не могла иметь ничего общего с Шапокляк его интеллигентная, хорошо образованная тёща, преподаватель нескольких иностранных языков в специализированной школе, дама с прекрасными манерами и блестящим воспитанием, среди учеников которой значился даже Василий Сталин, сын Иосифа Виссарионовича. К тому же Наталья Францевна в молодости была красива, и с ней у Леонида Шварцмана были прекрасные отношения, как и с женой Татьяной, которую он просто обожал.
Эдуард Успенский, создавший старуху Шапокляк и написавший так много прекрасных детских произведений, в жизни был очень далёк от образа доброго сказочника. Дочь писателя Татьяна до сих пор вспоминает отца со страхом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: