Интерьер   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен


+1 0
0
-1 0
Арт    



Маргарет Макдональд и Чарльз Ренни Макинтош.

Маргарет Макдональд и Чарльз Ренни Макинтош.

В середине 1920-х годов в южнофранцузском местечке Порт-Вендерс жили муж и жена. Он увлекался виски и писал сухие, декоративные акварели с видами моря. Она была слаба здоровьем и уже несколько лет не брала в руки кистей. Мало кто знал, что еще недавно они были прославленными шотландскими художниками. Когда-то они вместе создали шотландский дизайн.

Французские акварели Чарльза Макинтоша.

Французские акварели Чарльза Макинтоша.


Его звали Чарльз Ренни Макинтош, ее – Маргарет Макдональд. Они познакомились в Школе искусств Глазго, где вошли в состав знаменитой «Четверки», создавшей узнаваемый стиль шотландской архитектуры и дизайна. Они творили на стыке искусств: живопись и зодчество, декоративно-прикладное искусство и скульптура, проектировали витражи, вышивки, камины, панно, фурнитуру, стараясь охватить и преобразить все сферы человеческой жизни. Много времени они уделяли изучению народного искусства, зарисовкам природных форм (например, глаза рыб или капустные листы), чтобы найти новые идеи для творчества. Чарльз Макинтош в создании графики и мебели вдохновлялся стилем сестер-художниц Макдональд - стремился к вытянутым, бесплотным формам, навеянным природой и кельтской мифологией. Их первую выставку осмеяла пресса, назвав «Четверку» в 1894 году «Школой привидений». В Вене их работы произвели настоящий фурор, а посетитель по имени Густав Климт вдруг понял, что и как он хочет рисовать.

Маргарет Макдональд, панель из кованого металла для выставки Венского Сецессиона.

Маргарет Макдональд, панель из кованого металла для выставки Венского Сецессиона.


Макинтош единственный из «Четверки» серьезно занимался архитектурой. Он был романтиком и обратился к образам прошлого, к старинной шотландской архитектуре – сельским жилищам и баронским замкам.
В 1896 году Чарльз Макинтош получил свой первый крупный заказ – он спроектировал новое здание Школы искусств Глазго. Он построил нечто вроде старинного замка, но снабдил огромными стеклянными окнами-витражами, тогда как в настоящих замках были лишь узкие окна-бойницы. Свет, двигаясь в течение дня, преображал внутреннее пространство здания. Внутри он использовал темную геометричную мебель с красным, зеленым и белым декором, а украшения чугунных перил стилизовал под пчел, птиц и жуков. Макинтош считал, что в здании не должно быть ничего случайного, все элементы, от труб на крыше до дверных ручек, должны быть подчинены одной идее.

Чарльз Макинтош, школа искусств в Глазго.

Чарльз Макинтош, школа искусств в Глазго.


В том же году он получил заказ на декор чайных комнат в Глазго. Дочь чайного магната Кэтрин Крэнстон решила открыть собственный бизнес – что-то вроде кафе, где подавался бы чай. Она мечтала создать респектабельную и изысканную альтернативу популярным питейным заведениям, что был задачей нелегкой. Чайные располагались на самой модной улице Глазго – Бьюкенен-стрит. Кэтрин на долгие годы стала для него и Маргарет покровительницей и постоянной заказчицей.

Чарльз Макинтош, декор чайных комнат.

Чарльз Макинтош, декор чайных комнат.


Макинтош был помолвлен с сестрой директора архитектурного бюро, в котором работал, что гарантировало бы ему прочное положение в обществе, хороший доход и заказы. Но он не смог жениться «по расчету», ему нужна была родственная душа.

В 1899 году Чарльз Макинтош и Маргарет Макдональд уехали вместе в Ливерпуль, год спустя поженились. Их творческий союз был очень плодотворен, и степень влияния Маргарет на творчество Чарльза трудно оценить – мы знаем только, что они работали совместно над всеми проектами. Сам же Макинтош говорил: «Я лишь талантлив, а Маргарет – гений». Сестра Маргарет, Фрэнсис, также связала свою жизнь с членом «Четверки» - Гербертом Макнейром.

Вместе Маргарет и Чарльз декорировали свою квартиру, где создали «женские» и «мужские» комнаты разного цвета (в темной и светлой цветовой гамме) и почти повсеместно использовали свой любимый мотив – геометризированную витражную розу.

Они создавали интерьеры чайных комнат еще дважды, в 1903 (Ивовые чайные комнаты) и 1911 году (Китайские чайные комнаты). Чарльз и Маргарет продумывали там все до мельчайших деталей. В Ивовых чайных комнатах всюду прослеживались древесные образы. В главном — Рум де Люкс —висело панно Маргарет Макдональд-Макинтош, вдохновленное сонетом Данте Габриеля Россетти «О вы, все вы, кто бродит в Роще ив».

Ивовые чайные комнаты, Чарльз Макинтош и Маргарет Макдональд.

Ивовые чайные комнаты, Чарльз Макинтош и Маргарет Макдональд.


Панно Маргарет Макдональд в Ивовых чайных комнатах, фрагмент.

Панно Маргарет Макдональд в Ивовых чайных комнатах, фрагмент.


Панно Маргарет Макдональд в Ивовых чайных комнатах, фрагмент.

Панно Маргарет Макдональд в Ивовых чайных комнатах, фрагмент.


Китайские чайные комнаты.

Китайские чайные комнаты.


Но подлинным шедевром, главным произведением всего творческого пути Чарльза Макинтоша стал Хилл-Хаус, загородный дом книжного издателя Вальтера Блэки в Хеленсбурге (пригороде Глазго).

Чарльз Макинтош, Хилл-Хаус.

Чарльз Макинтош, Хилл-Хаус.


Там дизайнер смог воплотить все свои идеи – строгая геометрия, чистота и простота сродни монашеской келье, росчерки черной мебели на белом фоне стен. Эта лаконичность была революционной, ведь в то время было принято заваливать комнаты мебелью и многочисленными предметами декора. Хилл-Хаус выглядел наполненным светом.

Интерьер Хилл-Хауса с декоративными панно Маргарет Макдональд.

Интерьер Хилл-Хауса с декоративными панно Маргарет Макдональд.


Длинное горизонтальное окно на первый взгляд казалось картиной – но эта картина менялась в течение дня…

Интерьер Хилл-Хауса.

Интерьер Хилл-Хауса.


Именно тогда он создал тот самый стул «в стиле Макинтоша», который стал иконой дизайна и считается актуальным даже в наши дни.

Стулья Макинтоша.

Стулья Макинтоша.


Макинтош восхищался Японией и искал способ адаптировать японское искусство к европейскому вкусу, поэтому создал бюро для гостиной Хилл-Хауса, напоминающее в раскрытом виде кимоно. Он отказался лакировать мебель, поэтому она стала шершавой и теплой на ощупь.

Бюро из гостиной Хилл-Хауса.

Бюро из гостиной Хилл-Хауса.


На долю Чарльза и Маргарет выпало немало тревог и скитаний. Разорвав отношения с работодателем в Глазго (вероятно, по причине увлечения алкоголем и тяжелого характера художника, которому стало тесно в рамках заказов), Макинтош с женой переехал в Саффолк. Там он какое-то время занимался живописью. Но началась война, и он был арестован как… германский шпион, поскольку переписывался с немецкими художниками и вообще выглядел подозрительно – патриотических чувств не демонстрировал, рисовал странные картины…

Цветочные акварели Макинтоша.

Цветочные акварели Макинтоша.


Опасаясь дальнейших преследований, чета Макинтош-Макдональд перебралась в Лондон. Чарльз уже практически не проектировал здания, зато создавал мебель, часы, светильники, витражи на стыке шотландских ремесел и минималистичного японского искусства, которым так увлекались художники модерна.

Мебель и часы Макинтоша.

Мебель и часы Макинтоша.


Со временем Макинтошу становилось все труднее получить работу. Модерн «вышел из моды», заказчики требовали классических, привычных решений.

В 1921 году Маргарет, занимавшаяся теперь иллюстрациями к сказкам, перестала заниматься искусством из-за проблем со здоровьем. Чарльз, лишенный возможности строить, зарабатывал выполненными на заказ акварельными работами, в которых все еще сохранялся его смелый, самобытный стиль.

Поздняя живопись Макинтоша.

Поздняя живопись Макинтоша.


Вернувшись из Франции, последние годы жизни они провели в Лондоне, в забвении и бедности. Маргарет пережила супруга на пять лет. После себя они оставили множество нереализованных проектов – и множество реализованных, ставших прообразом современного дизайна.

Огромный интерес в мире дизайна вызывает сегодня и такая личность как Юджин Джозеф - неподражаемый ювелир Золотой эры Голливуда, которого боготворили самые яркие «звезды».

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







17107
22.04.2018 19:18
В закладки
Версия для печати




Смотрите также