История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



В Российской империи Светлое Христово Воскресение почитали все – от бедного крестьянина до государя. Этот православный праздник до революции считался главным и отличался особой демократичностью. Прежде всего, благодаря ритуалу христосования, когда в пасхальную седмицу на улицах городов и деревень можно было наблюдались небывалые в остальное время сцены братания. Люди из разных социальных миров тепло обнимались, обмениваясь троекратным поцелуем. А царю после таких многочасовых поздравлений приходилось тщательно отмывать лицо и бороду.


Праздник один для всех



Христосование, Кустодиев. / Фото: www.ВКонтакте

Христосование, Кустодиев. / Фото: www.ВКонтакте


Праздник Пасха веками объединял в себе как духовные порывы, так и земные удовольствия. Со времен Руси Светлое Христово Воскресение считалось главным православным праздником. Особо пышное внимание ему стали уделять на рубеже 19-20 веков. Пасха, совпадающая с приходом тепла и возрождением природы, сопровождалась красивыми церковными торжествами, праздничным столом со всевозможными яствами, обменом освященными и крашеными яйцами. Но самые интересные нюансы наблюдались с христосованиями.

Поздравлять представителей нижних сословий пасхальным приветствием с троекратными поцелуями было привычным делом давным-давно. Барин снисходил до поцелуев со слугами, начальники христосовались с подчиненными, командиры — с солдатами. Аристократия и не подумывала брезговать пасхальным сближением с «чернью», искренне радуясь празднику, который объединял всех. Ну а главным примером выступал сам царь. И если еще в 17 веке лобызаться всякому с государем не было принято, то в 19-м столетии эта традиция претерпела изменений.

«Прорыв» Николая I



Пасха в допетровской России. / Фото: www.foma.ru

Пасха в допетровской России. / Фото: www.foma.ru


В правление Николая I ежегодные пасхальные традиции дополнили так называемыми "христосованиями с мужиками". Желая приблизиться к народу, царь доработал обычаи древних правил. Он расширил круг лиц, с которыми позволялось лобызаться первому в государстве человеку. Прецедентом для таких нововведений стало празднование Пасхи в 1839 году. В то Светлое Христово Воскресение освящался восстановленный Зимний дворец. По парадным комнатам прошел Крестный ход, а в Белом зале собрали всех занятых в работах строителей и ремесленников. Приглашенных выстроили в длинные ряды, а после торжественной процессии каждого из 3 тысяч присутствующих ждало щедрое угощение.

В тот день Николай I с гостями не христосовался, но спустя пару дней во время развода гвардейских караулов поздравил и трижды поцеловал генералов и гвардейских офицеров. За вечерней молитвой расцеловала дам и императрица. Уже в 1840-х годах и сам Николай I, и его семья христосовались с сотнями православных из свиты, слуг и охраны. После столь массового контактного обмена поздравлениями щека царя делалась черной. Зафиксирован летописями и курьезный случай, когда государь трижды поцеловал гренадера Преображенского полка. А служивый еврей взял да и ответил на «Христов Воскресе»: «Никак нет!». С того дня в сухопутных войсках не осталось ни одного еврея, их всех перевели во флот.

Последнее христосование



Николай II поздравляет солдат. / Фото: www.gazeta.ru

Николай II поздравляет солдат. / Фото: www.gazeta.ru


В мемуарах десятков современников сохранены свидетельства эпохи правления Александра II. Придворные писали, что древний обряд христосования хоть и строго соблюдался при Дворе, но крайне утомлял Его Величество. Через его объятия три дня проходили десятки и сотни фельдфебелей, вахмистров и нижних чинов гвардейских частей. Перенял эту традицию и Александр III, расширив круг лиц, с которыми допускал «панибратство». Царь снизошел до христосований со слугами, охраной волостных старшин и даже старообрядцами. Так он подчеркивал, в первую очередь, религиозное единство империи и, конечно же, близость к народу.

Самые детальные сведения о пасхальных празднованиях в царской семье относятся к правлению Николая II. О тех событиях оставил дневниковые записи и сам государь, и множественные придворные. Крайне семейный, преданный супруг и отец, император Николай II первым делом поздравлял в Пасху своих домашних. А дальше шли «обмены любезностями» с окружением и нижними чинами. Христосования Николая II занимали до четырех дней пасхальной недели. По записям в дневниках государя, 3 апреля 1895-го он в несколько заходов не один час христосовался «с военным начальством и нижними чинами своей роты Преображенского полка, которая в Пасхальную ночь стояла в карауле Аничкового дворца». С утра следующего дня настал черед егерей охоты, а 5 апреля император поздравлял с Воскресением Христовым уже старообрядцев.

23 марта следующего года государь лично поздравил и расцеловал почти 300 человек. 24 марта 1896-го, как свидетельствуют личные записи Николая II, он христосовался «со всеми людьми» (придворными) в Малахитовом зале, и почти пятистам из них преподнес в дар яйца. 26 марта государь и императрица христосовались с личной охраной, а на следующий день состоялось последнее в том году поздравление представителей народа — волостных старшин и раскольников. В общей сложности, в праздничные дни 1896 года Николай II удостоил традиционным лобызанием свыше тысячи подданных. Без преувеличения можно утверждать, что даже просто трижды расцеловать такое количество людей — это утомительный и непростой процесс.

Царская семья во время Крестного Хода. / Фото: www.ru.pinterest.com

Царская семья во время Крестного Хода. / Фото: www.ru.pinterest.com


Если элементарно подсчитать, что на христосование с каждым государь тратил 15 секунд, временной интервал выходит приличный. Приходилось прибегать к специальным правилам, чтобы не затягивать чрезмерно процедуру. Нижние чины выстраивались друг возле друга в плотные ряды, и Николай II двигался вдоль этой очереди, повторяя, словно заведенный, одни и те же слова и движения.

Традиция столь обширного христосования сохранялась и после отречения последнего русского императора в 1917-м. В апреле, когда царская семья находилась под арестом в Александровском дворце, после утренней праздничной службы «гражданин Романов» христосовался с каждым служащим (порядка 135 чел.). Его супруга Александра Федоровна раздала всем фарфоровые яйца из прежних запасов. Таким было последнее христосование императорской семьи Романовых.

О застольных традициях светлого праздника: Какими деликатесами угощали на Пасху в старину на Руси: лебедь на блюде, пирог-курник и не только.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1208
22.04.2025 12:04
В закладки
Версия для печати




Смотрите также