История и археология   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен


+1 0
0
-1 0
Разное    





С развитием авиации, из-за постоянного военно-политического напряжения между крупными мировыми державами, появилась идея разработать «невидимый» самолёт. Он бы позволил иметь преимущество в небе и в случае локального конфликта, не обнаруживая себя, смог бы беспрепятственно поражать наземные и воздушные цели. Первопроходцем в этой области стал Советский Союз, который в 1936 году создал экспериментальный самолёт, способный «растворяться» в небе.


Кто был автором необычного проекта «самолёт-невидимка»

Роберт Бартини – авиаконструктор, который разработал самолёт-«невидимку». /Фото: kak2z.ru

Роберт Бартини – авиаконструктор, который разработал самолёт-«невидимку». /Фото: kak2z.ru


В отличие от военных новинок современности, которые сразу получают гриф высокой секретности, в СССР конца 30-х годов подобную информацию не скрывали. Так, в 1936 году, после успешного испытания одного авиационного изобретения, в журнале «Изобретатель и рационализатор» об этом появилась подробная статья. Свидетелем полёта необыкновенного самолёта стал корреспондент издания И. Вишняков, который и описал детали события.

По его словам, новый моноплан немного напоминал многоцелевой биплан У-2, созданный в 1927 году авиаконструктором Николаем Поликарповым. «Невидимка», выкатившись из специального ангара, легко оторвалась от земли и взмыла в воздух. Следом за ней отправились два истребителя И-16, которые должны были сопровождать полет, чтобы дать возможность пассажирам зафиксировать исторический момент на камеру.

В первые мгновения ничего особенно не происходило – моноплан парил в небе и отлично просматривался как с земли, так и с воздуха. Но вот в какую-то секунду, самолёт, выпустив газовую струю, постепенно исчез из зоны видимости: лишь характерный шум двигателей выдавал наблюдателям месторасположение «невидимки» в воздухе. Чтобы случайно не сбить пропавшую с глаз машину, сопровождающим её истребителям приказали вернуться на аэродром; чуть позже туда приземлился и удивительный самолёт.

Разработчиками этого фантастического проекта были Сергей Козлов – профессор Академии им. Н.Е. Жуковского, и Роберт Бартини – итальянский инженер, уехавший из фашистской Италии в Советский Союз, где получил известность как авиаконструктор. Над миром висела угроза очередной войны и гонка вооружений в европейских странах шла полным ходом: выпуск «невидимого» самолёта в таких условиях, несомненно, сделал бы Советский Союз настоящим хозяином неба.

Как создавался эффект полного исчезновения самолёта в воздухе

Самолёт Бартини. /Фото: sensum-club.pro

Самолёт Бартини. /Фото: sensum-club.pro


В технологии визуального исчезновения моноплана не было никаких чудес: для «невидимости» на поверхность корпуса наносился специальный материал – светостойкая пластифицированная ацетилцеллюлоза под названием родоид. Именно с помощью этого оргстекла и получался оптический эффект исчезновения, который усиливался газом голубого оттенка.

Для его распыления в нужный момент, понадобилось разработать дополнительное устройство – с этим успешно справился Бартини, воплотив идею в реальное оборудование для самолёта.

Почему «самолёты-невидимки» не использовали во времена ВОВ

Самолёты-«невидимки» в ВОВ не использовались. На фото – МиГ-3 (эта модель составляла более трети самолётного парка советской ПВО). /Фото: img11.postila.io

Самолёты-«невидимки» в ВОВ не использовались. На фото – МиГ-3 (эта модель составляла более трети самолётного парка советской ПВО). /Фото: img11.postila.io


Казалось, после пробного испытания можно праздновать заслуженный успех и налаживать серийное производство нового изобретения. Однако этого не произошло. И вот почему: в ходе экспериментального полёта выяснилось, что машина становится невидимой только для людей – для радаров же противника никаких изменений с видимостью самолёта не происходит.

Данный факт лишил смысла продолжать разработки в этом направлении, а грянувшая война заставила сначала отложить идею, а потом и забыть о ней на продолжительный срок.

Как в СССР проводились исследования радионезаметности после ВОВ и был ли «Стелс» в советском государстве

Самолёт М-17РП2. /Фото: avatars.mds.yandex.net

Самолёт М-17РП2. /Фото: avatars.mds.yandex.net


К теме самолёта-невидимки в Советском Союзе не возвращались вплоть до 70-х годов, пока не появились разведданные об американских разработках. Не желая отставать от потенциального врага, в СССР приступили к собственным исследованиям в области радионезаметности. Однако в США технологией «стелс» начали заниматься ещё в 50-е годы и через 20 лет, после нескольких безуспешных попыток, американцам удалось добиться заметного успеха.

По этой причине Советскому Союзу было непросто наверстать упущенное за короткое время. Так, созданный в 80-х годах «незаметный разведчик» М-17 «Стратосфера» почти сразу потерял актуальность для военного использования. В последующем, этот высотный реактивный дозвуковой самолёт стали применять в научных целях, установив вместо прицельной станции и пушечной установки, аппаратуру для изучения состояния атмосферы.

Второй попыткой создать «невидимку» стала модернизация М-17: конструкторы изменили форму модели и оборудовали её радаром. Результат получился отрицательным – новый проект М-17РП также не обладал необходимым уровнем незаметности. В итоге его переименовали в М-63 и стали использовать для высотной разведки, отложив на время идею о «стелс».

В 1987 г., с целью обнаружения американских пусковых шахт с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР), в Союзе был создан самолёт-разведчик М-67. Перед ним ставилась задача в случае намечающегося конфликта находиться у границ Америки и дополнять спутниковую сеть своими оптическими системами. Чтобы самолёт не заметили и не сбили, его рассчитывали защитить – сделать незаметным для технических средств противника. Однако развал СССР помешал развитию проекта, и дальше первичных проработок дело так и не продвинулось.

Кроме стелс-разведчиков, Советский Союз занимался и конструированием более серьёзных самолётов. Например, проект бомбардировщика Су-24БМ, который начали разрабатывать в конструкторском бюро Сухого в 70-х годах. Основой нового самолёта стал Су-24: модель увеличили в размерах, оборудовали более мощными двигателями, начинили электроникой и современным оружием.

В итоге модернизации появился сверхзвуковой бомбардировщик средней дальности Т-60, который обладал способностью становиться невидимым на радарах. В начале 90-х годов проект закрыли, но гриф секретности не сняли, из-за чего точные технические характеристики самолёта до сих пор известны лишь ограниченному кругу лиц.

Возможно, существуют и другие интересные «стелс»-наработки, созданные в СССР. И может быть, их когда-нибудь рассекретят, чтобы удивить страну фантастическими возможностями, так и невоплощённых в жизнь конструкций новых самолётов.

Немаловажную роль на начальных этапах Великой Отечественной войны сыграли британские союзники. Они поставляли в СССР оборудование и специалистов. Так, проводя операцию "Бенедикт", лётчики из Британии встали на защиту русского севера.null

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







31075
22.06.2020 11:40
В закладки
Версия для печати




Смотрите также