История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



В современном обществе принято считать, что драконы являются вымышленными существами, порождёнными фантазией наших предков. Однако,ила исторические источники свидетельствуют о том, что это не совсем так. Одним из самых известных, возможно, реальных драконов был Знт, чей образ изображён на гербе города Казани. Об этом существе до сих пор ходят леденящие душу легенды.


Зилант как символ Казани


Ледовый дворец спорта в Казани назван в честь Зиланта. / Фото: www.live.staticflickr.com

Ледовый дворец спорта в Казани назван в честь Зиланта. / Фото: www.live.staticflickr.com


Казанский герб представляет собой изображение чёрного дракона на зеленом поле, размещенное на серебряном фоне. Его крылья, язык и корона выполнены в алом цвете, а когти, лапы и глаза – золотые. Герб увенчан традиционной казанской шапкой. Символика дракона в качестве геральдического элемента вызывает вопросы о её происхождении.

Официальная трактовка приписывает дракону значение символа созидания и благополучия города. В восточной культуре дракон ассоциируется с могуществом, величием и процветанием. Вместе с тем, существует иная, более убедительная версия выбора данного символа.

Часто в городской геральдике используются изображения животных, характерных для данной местности. В качестве примера можно привести герб Ярославля, где изображен медведь, на гербе Белгорода, Мурома, Владимира, Красноярска —лев, на гербах Ростова, Ельца, Нижнего Новгорода — олень. Такое объяснение кажется более логичным. Изображения драконов широко распространены в Казани. Символ дракона с городского герба украшает разнообразные предметы обихода: от посуды до декоративных элементов. По мнению казанских этнографов, такая популярность объясняется весьма прозаическим фактом — проживанием реального прототипа мифического существа в окрестностях города.

Согласно местной легенде, в древности в Казани обитал необычный двухголовый дракон. Одна голова у него была змеиной, а другая –— воробьиной. Окрестности предполагаемого логова дракона на многие километры кишмя кишили ядовитыми змеями внушительных размеров. Естественно, такое соседство вызывало у горожан тревогу, и вскоре все гады были истреблены. Однако, как гласят легенды, самого дракона уничтожить не удалось — он укрылся в горах за городской чертой. Дракон стал мстить казанцам, нападая на людей и домашний скот. Лишь бесстрашный, но неизвестный богатырь, ценой собственной жизни одержал победу над чудовищем, освободив Казань от многолетнего террора.

Причины истребления змей и убийства дракона кроются в стремительном развитии Казани и нехватке земли. По преданию, хан Галим-бек задумал перенести город к Зилантовой горе, но этому мешали противные существа. Весной по приказу хана окрестности горы были выжжены. Большинство змей погибло в огне. Однако, одна крупная летающая змея смогла спастись и спряталась на Зилантовой горе. Так ли это? Реальность или сказка? Сегодня сложно сказать наверняка. Но легенды не появляются на пустом месте.

Легенды о драконе


По утверждениям некого священника, во время путешествия по Волге он видел в небе дракона. / Фото: www. staticdelivery.nexusmods.com

По утверждениям некого священника, во время путешествия по Волге он видел в небе дракона. / Фото: www. staticdelivery.nexusmods.com


Легенды о драконе с Зилантовой горы, или Зиланте, нападавшем на жителей Казани, на протяжении многих лет передавались из поколения в поколение. Хотя эти рассказы принято считать лишь преданиями старины глубокой, существуют некоторые документальные подтверждения этих событий. В частности, в архивах Российской Национальной библиотеки находится старинный дневник местного священнослужителя, содержащий весьма любопытные записи.

Одна из них, датированная 1816 годом, повествует о наблюдении за огромным летающим змеем во время путешествия по Волге. Существо, по словам священника, несло в пасти человека, из уст которого доносился лишь истерический крик: «Их! Их!». После перелёта через Волгу змей упал в болота вместе со своей жертвой. В другом фрагменте дневника описывается ещё одна встреча со змеем, произошедшая неподалеку от села Уварова Коломенского уезда, в местности под названием Камирязиева.

Группа из более чем двадцати человек остановилась там на ночлег. Внезапно, по словам священника, местность озарилась ярким светом, и появился огненный змей, извивавшийся в воздухе на внушительной высоте. По оценке очевидца, длина змея составляла три аршина, а наблюдение за ним длилось около четверти часа. Эти свидетельства добавляют загадочности легендам о драконе Казани.

На Зилантовой горе, где якобы обитал дракон, позднее было обустроено старорусское кладбище. Археологические раскопки, проведенные в 1970-х годах на этом месте, обнаружили под культурным слоем прослойки угля и золы. Это свидетельствует, по всей видимости, о поджоге местности в прошлом, подтверждая правдоподобность легенд о происшествии в этом месте.
Этнографы и в наши дни называют пещеры на Зилантовой горе местом местами обитания дракона.

Дракон на гербе Казани: от реальных змей до указа Екатерины II


Зилант прошел путь от  клубка змей до страшного дракона.

Зилант прошел путь от клубка змей до страшного дракона.


В легенде о казанском драконе, вероятно, есть доля правды. Исторические источники подтверждают, что на казанских землях действительно обитало огромное количество змей. Протоиерей Платон Заринский в 19 веке описывал Казань как территорию, которую часто затопляли разливы Волги и Казанки. В результате, почва представляла собой илистый нанос, превращаясь весной и осенью в обширное болото, кишевшее ужами. Весной же на возвышенность ползли греться гадюки.

Изображение крылатого змея использовалось в казанской геральдике еще во времена ханства, делая дракона-Зиланта одним из немногих культурных артефактов, унаследованных от дорусского периода. После завоевания Казани Иваном Грозным в 1552 году, изображение змея с крыльями появилось на царских печатях. Однако, точная идентификация существа, изображенного как Зилант, вызывала споры среди геральдистов на протяжении веков.

Указ царя Алексея Михайловича 1666 года описывал казанскую печать как изображение Василиска с золотыми крыльями и хвостом. В геральдике Василиск — это существо, похожее на дракона, но в мифологии — бескрылый змей, окаменяющий взглядом. Зилант, с его куриными лапами, напоминает скорее драконоподобного петуха, чем мифологического василиска. Возможным объяснением подобного описания является желание дьяков включить в русскую геральдику элементы европейской традиции.




На различных изображениях, включая печати царства Казанского и гербовое знамя царя Алексея Михайловича, Зилант предстает в разных обличьях — от дракона до четвероногого существа с хвостом. Лишь в 1730 году был утвержден герб Казани с черным змеем, у которого были красные крылья, а сверху золотая корона. Этот герб был подтвержден Екатериной II в 1785 году и претерпел изменения в последующие годы, вызывая новые споры о его точном описании. Через 15 лет Зилант описывался уже как коронованный дракон с красным хвостом и крыльями, золотыми когтями и клювом, и красным языком.

Специалисты средневековой геральдики определяют Зиланта как виверну — двуногое существо, похожее на дракона, с крыльями вместо передних лап. Несмотря на споры о точной идентификации, Зилант является популярным и узнаваемым символом, вопреки первоначальным возражениям против его использования из-за негативных коннотаций, связанных с разгромом ханства. В настоящее время Зилант на гербе Казани олицетворяет силу, мудрость и постоянное возрождение. Но современных подтверждений его существованию пока нет.

На многих российских гербах изображены животные: Что означают медведи на гербах разных городов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1150
22.11.2024 22:09
В закладки
Версия для печати




Смотрите также