Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Большинство великих произведений искусства были созданы в специальных помещениях, которые еще в прошлые века стали называться мастерскими. И хотя эти помещения зачастую имели четко выраженный домашний стиль, они также являлись местами, где художники экспериментировали с идеями, изучали новые тенденции, обсуждали их с коллегами, а также обучали своему ремеслу молодых художников. Мастерские были разных размеров и выглядели они по-разному в зависимости от возможностей, личных предпочтений и отношения художника к чистоте и порядку.

Как создавались и выглядели мастерские художников прошлого


Типичная мастерская художников Средневековья / Фото: commons.wikimedia.org

Типичная мастерская художников Средневековья / Фото: commons.wikimedia.org

Зарождение мастерских как мест для творчества художников можно отнести к периоду Средневековья, хотя в ту пору люди, которые занимались изобразительным и декоративным искусством, назывались «ремесленниками» и принадлежали к той же широкой категории, что и сапожники, пекари, кузнецы. По мере развития эпохи Возрождения их начали отличать от других ремесленников, но звание «художник» давали только тем, кто изучал искусства. Образованность возвышала художника над другими ремесленниками.
Луи-Леопольд Буальи. Заседание художников в мастерской Изабе. 1798. Холст, масло. Лувр, Париж / Фото: artguide.com

Луи-Леопольд Буальи. Заседание художников в мастерской Изабе. 1798. Холст, масло. Лувр, Париж / Фото: artguide.com

В эпоху Возрождения искусство обычно не создавалось для последующей продажи, художникам заказывали создание определенных произведений. Их работа над многими проектами, такими, например, как роспись зданий, церквей или создание цикла фресок, могла длиться годами, требовала большого количества материала и команды подмастерья. Поэтому когда мастера-художники получали заказ, им обычно предоставляли специальное помещение для создания мастерской. Некоторые, особо успешные художники, имели несколько мастерских, работающих в разных городах, другие в целях экономии средств делились своими мастерскими с коллегами.
Мастерские художников Средневековья

Мастерские художников Средневековья

Мастерские успешных художников нередко посещали богатые и знатные клиенты - аристократы, банкиры, успешные торговцы, представители власти и духовенства, и художник должен был следовать определенным условностям, чтобы посетители могли получать эстетическое удовольствие. Поэтому обычно их мастерские выглядели вполне респектабельно.

Филипп Руссо в своей мастерской / Фото: bigpicture.ru

Филипп Руссо в своей мастерской / Фото: bigpicture.ru

С течением времени, когда художники стали больше работать без предварительных заказов, внешний вид их мастерских в большей степени стал зависеть от личных предпочтений. Многие известные художники собирали собственные коллекции произведений искусства и хранили их в своих мастерских, чтобы их изучение помогало им в творчестве.

Мастерские художников эпохи Возрождения

Мастерские художников эпохи Возрождения

Движение импрессионистов, возникшее во второй половине XIX века, сыграло важную роль в изменении норм художественного творчества и способствовало упадку традиционной системы мастерских художников. Некоторые художники начали сосредотачиваться на запечатлении эффектов света, цвета и формы, для которых требовался особенный интерьер, основанный на личном видении, стиле и художественном выражении.

Кто из творцов любил чистоту и стремился создать уют в своей студии


Мастерская художника Венецианова в Петербурге, 1827 год / Фото: bigpicture.ru

Мастерская художника Венецианова в Петербурге, 1827 год / Фото: bigpicture.ru

В XIX веке мастерская художника стала в большей степени индивидуальным пространством, своеобразной комбинацией мастерской и личного кабинета, где рефлексия художника, его личные переживания были включены в сам процесс творчества. Соответственно, мастерская в большей степени стала отражением внутреннего мира художника.

Джон Сингер Сарджент в своей студии / Фото: artchive.ru

Джон Сингер Сарджент в своей студии / Фото: artchive.ru

Сегодня мы знаем как роскошные, большие помещения, с высокими потолками, широкими дверными проемами, большими окнами, обращенными на север, чтобы создать мягкий и ровный естественный свет, так и маленькие, темные и тесные помещения, в которых едва помещались мольберт и рабочие принадлежности мастера.

Мастерская Клода Моне / Фото: bigpicture.ru

Мастерская Клода Моне / Фото: bigpicture.ru

Что касается чистоты и уюта в мастерской, кто-то считал это неотъемлемой частью своей творческой жизни, иные, наоборот, предпочитали творческий беспорядок. Но известны и такие мастерские выдающихся художников, интерьер которых напоминал последствия взрыва.

Мастерская Фернана Леже / Фото: artchive.ru

Мастерская Фернана Леже / Фото: artchive.ru

Рекордсменами чистоты в студиях, вероятно, можно считать американского живописца и портретиста конца XIX века Джона Сингера Сарджента, французского живописца начала ХХ века Фернана Леже, каталонского художника, скульптора и графика середины ХХ века Жоана Миро, которые терпеть не могли беспорядка и всегда содержали свои студии в идеальной чистоте.

Мастерская Василия Верещагина / Фото: artchive.ru

Мастерская Василия Верещагина / Фото: artchive.ru

Известно, что аккуратностью и чистотой отличалась мастерская русского художника-баталиста Василия Верещагина. Она находилась в большом светлом помещении частного дома, расположенного на участке, который художник арендовал на девяносто девять лет недалеко от деревни Нижние Котлы в Подмосковье. Следы усадьбы, к сожалению, не сохранились, но уцелели фотографии этой роскошной студии.

Самые беспорядочные и неряшливые мастерские


Сальвадор Дали был эксцентричным человеком, во многом странной была и его студия

Сальвадор Дали был эксцентричным человеком, во многом странной была и его студия

Вместе с тем, известно немало великих художников, которые придерживались иной концепции «аккуратности» и «порядка» и поддерживали свое рабочее пространство в таком виде, который помогал им создавать лучшее искусство, не обращая внимание на то, нравиться ли его интерьер другим людям.

Бернар Бюффе в своей студии / Фото: artchive.ru

Бернар Бюффе в своей студии / Фото: artchive.ru

На протяжении всей карьеры французского художника Бернара Бюффе его имя не сходило со страниц «желтой» прессы. Критики обсуждали не только его творчество, пропитанное атмосферой уныния, меланхолии и обреченности, но и его образ жизни, обстановку в студии, которая, по выражению критиков, напоминала «последствия взрыва в музее природоведения». А этот беспорядок помогал ему творить. За свою жизнь Бюффе создал более восьми тысяч картин, получил множество крупных наград и стал одним из самых богатых художников в мире. К сожалению, конец его жизни был отмечен затяжной борьбой с болезнью Паркинсона, из-за которой он больше не смог работать и закончил жизнь самоубийством.

Студия Фрэнсиса Бэкона / Фото: artchive.ru

Студия Фрэнсиса Бэкона / Фото: artchive.ru

Британский художник-экспрессионист Фрэнсис Бэкон создавал тревожные и пугающие образы, основанные на трансформации человеческих тел и лиц, но при этом его картины хорошо продавались, что позволяло художнику вести бурный образ жизни. Он много пил, посещал игорные дома и притоны, отличался нетрадиционными отношениями и сам был весьма странным и парадоксальным человеком. При этом он много работал и говорил, что ему нравится своими работами производить «визуальный шок». Не меньший «визуальный шок» производила его мастерская, заваленная всяким хламом, если в нее случайно попадал посторонний человек.

Джексон Поллок в своей студии / Фото: artifex.ru

Джексон Поллок в своей студии / Фото: artifex.ru

Американского художника Джексона Поллока, творившего в середине ХХ века, называли укротителем брызг - он творил в придуманной им самим технике разбрызгивания красок по разложенному на полу холсту. Причем в его работах не было никакого смысла - он просто делал то, что ему доставляло удовольствие. Его мастерская была в стиле его рисунков - погрязшая в хаосе брызг и красок. Кто-то говорил, что Поллок просто не умеет рисовать, поэтому изобрел такой странный стиль живописи, но при этом его работы хорошо продавались, и вскоре Поллок разбогател, приобрел себе спортивный автомобиль и разбился на нем в возрасте 44 лет, сев за руль пьяным.

Джексон Поллок в своей студии / Фото: artchive.ru

Джексон Поллок в своей студии / Фото: artchive.ru

Его работы до сих пор вызывают смешанные чувства - от восхищения до недоумения, но одна из его картин «Номер 17А» оказалась одной из самых дорогих в мире, в 2015 году она была продана на аукционе за 200 миллионов долларов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1782
23.04.2025 22:25
В закладки
Версия для печати




Смотрите также