Какой русский чай был эталоном для британцев, и Как город в Сибири стал главным пунктом Чайного пути

На протяжении столетия небольшой населенный пункт Сибири, расположенный на российско-монгольской границе, занимал лидирующую позицию в торговле чаем. Изделия кяхтинских чайных плантаций высоко ценились не только знатоками напитка в обеих столицах Российской империи, но и в британских владениях. За обладание этим уникальным продуктом велась ожесточенная борьба, поскольку «русский чай» славился непревзойденным вкусом. Органолептические характеристики делали его желанным приобретением для многих.
Кяхта – ворота Великого чайного пути

Годовой товарооборот кяхтинского чая был огромным. / www.kakadu-decor.ru
Кяхта, возникшая в 1727 году на окраине Российской империи как форпост на китайской границе, в XVIII-XIX столетиях являлась эпицентром европейской торговли чаем. Этот город быстро превратился в главный узел Великого чайного пути.
В своих трудах Карл Маркс указывал на чай как на основной товар, экспортируемый Поднебесной в Россию через Кяхту. По оценкам специалистов того времени, уже к середине XIX века годовой товарооборот кяхтинского чая достигал колоссальной цифры — 1 750 000 ящиков, что эквивалентно 15 миллионам долларов США.
Значительные прибыли от монопольной торговли имели не только китайские производители, но и российские коммерсанты. Даже низшие слои населения Кяхты, грузчики, именовавшиеся савошниками, получали достойное вознаграждение за свой труд, зарабатывая 25 рублей в месяц. Это был весьма приличный заработок, если учесть, что хорошая лошадь стоила всего три рубля.
Кяхта поразила путешественника Петра Палласа обилием зажиточных граждан, отличавшихся расточительностью. Их богатство было поистине впечатляющим, оно проявлялось не только в строительстве великолепных особняков, но и в щедрых пожертвованиях на храмы и общественные строения, а карточные игры нередко приводили к потере огромных состояний.
Знаменитые фамилии Кяхты (Лушниковы, Молчановы, Сабашниковы, Старцевы, Немчиновы, Кандинские) гремели на всю страну. Исключительное право на оптовую продажу чая из Китая, полученное в девятнадцатом столетии представителями этих влиятельных династий, привело к невиданному росту их состояний.
Два типа чая: кирпичный и премиальный

Большая часть импортного чая была прессованной, но и байховый присутствовал.
Значительная часть импорта китайского чая в рассматриваемый период приходилась на так называемый прессованный чай, имеющий форму кирпичей. В 1881 году американский исследователь Джордж Кеннан описал технологию его производства, основанную на использовании недорогих сортов чая. К листьям добавлялись веточки и смола, после чего смесь прессовали в плотные блоки.
Эти чайные блоки поступали в Кяхту из Монголии и северных районов Китая. Для поддержания качества и предотвращения порчи недорогих чайных кирпичей в сибирском городе осуществлялась переупаковка. С целью защиты от влаги и плесени ящики с прессованным чаем дополнительно обшивались шкурами животных. Такая герметизация обеспечивала сохранность товара при дальних перевозках. Европейцы именовали этот вид чая «плиточным», однако он не пользовался значительным спросом среди обеспеченных слоёв населения Европы, особенно в Великобритании.
Напротив, в России и среди малоимущих британцев прессованный чай был очень популярен. В девятнадцатом столетии российский коммерсант Николай Чукмалдин, продвигая свою продукцию, подчёркивал её сходство с байховым чаем при значительно более низкой стоимости. Цена фунта байхового чая колебалась от 1, 20 руб. до 1,60 руб., тогда как фунт прессованного чая высшего качества стоил не более 35 копеек.
Вкус готового напитка из обоих видов чая был практически идентичен. Отличие заключалось в способе заваривания. Листовой байховый чай заваривали с помощью специальной мерной ложки. Прессованный чай требовал предварительной нарезки на порции острым ножом. В своей рекламе российский торговец уверял, что использует для производства исключительно высококачественное сырьё, исключающее появление неприятного привкуса в готовом напитке.
Через сибирский пограничный город Кяхту в Европу поступали лучшие сорта чая. Элитный напиток, предназначенный для состоятельных европейцев, ценился за исключительное качество и носил название "фамильного". Его основой служили высококачественные сорта, выращиваемые в южных китайских областях. Фуцзянь, известная своими чаеводческими династиями, являлась одним из главных поставщиков.
Традиция особой упаковки элитных китайских чаев зародилась ещё в восемнадцатом столетии. По данным исследователя Н. Ахметшина чайные листья тщательно заворачивали в несколько слоев свинцовой фольги, бамбуковых листьев и бумаги. В такой упаковке, гарантирующей сохранность вкуса и аромата, в Европу доставляли из Кяхты лучшие сорта чая, в частности, премиальный зеленый чай "жулан" и жасминовый зеленый "монихо". Эти напитки отличались непревзойденным вкусом — богатым, насыщенным и тонизирующим.
Доставка по суше

Каждый верблюд перевозил от четырех до пяти ящиков чая. / www.tea-terra.ru
Доставка кяхтинского чая осуществлялась исключительно по суше. Этот метод, как показала практика, был наиболее подходящим для сохранения высокого качества легкоферментированного чая. Его превосходный аромат, отсутствие посторонних привкусов и красивый цвет заварки высоко ценились как российскими, так и европейскими гурманами. По этим параметрам он значительно опережал сорта, доставляемые морским путем из Китая британскими судами.
Знаменитый исследователь Николай Пржевальский не раз был свидетелем перевозок китайского чая в Кяхту по наземным маршрутам. С началом осени купцы со всей Восточной Монголии формировали многочисленные караваны. Каждое животное перевозило от четырех до пяти ящиков чая, общим весом не менее двенадцати пудов. Для защиты от неблагоприятных погодных условий ящики, прежде чем отправить в путь, тщательно укутывали плотным шерстяным материалом. В Кяхте обшивку заменяли на кожаную, после чего чай грузили на повозки или сани для дальнейшей отправки в Россию и Европу.
По наблюдениям Пржевальского, средний караван насчитывал двадцать пять верблюдов и двух погонщиков. Перевозка занимала от месяца до сорока дней, что позволяло совершить за сезон несколько рейсов. Однако сухопутная доставка имела массу трудностей. Жаркий засушливый климат летом угрожал порчей товара, недостаток кормов и отсутствие пастбищ часто приводили к гибели верблюдов от истощения. Но, несмотря на значительные потери, рентабельность оставалась чрезвычайно высокой. Чистая прибыль владельца каравана с одного верблюда достигала двадцати пяти рублей за рейс.
Высокая стоимость «русского чая», обусловленная сложностями транспортировки, делала его товаром исключительно для состоятельных покупателей. По этой причине в середине XIX столетия Великобритания настояла на открытии морских портов для прямого импорта китайского чая. Этот фактор, в сочетании с ростом контрабанды, резко снизил рентабельность кяхтинских поставок. А после открытия Суэцкого канала сухопутная торговля чаем практически сошла на нет.
В старой Руси чай вызывал особый интерес у разбойников:
Кого на Руси называли чаерезами, и Почему чай ценился на вес золота.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: