История и археология   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Те, кто застал советские школьные годы, прекрасно помнят предметы, которые у современных детей в школьной программе уже не встретишь. После распада СССР они стали казаться ненужными, бесполезными. Предлагаем поностальгировать об этих предметах и поразмышлять о том, вернутся ли они снова «в моду». Ну а тем, кто об их существовании не подозревал, будет интересно узнать, как учились их мамы, папы, бабушки, дедушки.


1. Этика и психология семейной жизни

Этот предмет ввели в школьную программу уже на закате СССР – в середине 1980-х. Говорить про «это» с детьми уже перестало считаться чем-то запретным, правда о сексуальном воспитании тогда речь не шла. Детям рассказывали о взаимоотношениях в семье, о рождении и воспитании ребенка, стараясь избегать излишнего углубления в интимную сторону вопроса.

Взаимоотношения полов и планирование бюджета...

Взаимоотношения полов и планирование бюджета...


На этих же уроках подростков учили и тому, что в наше время называется основами финансовой грамотности – например, как планировать семейный бюджет.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ: Беременные школьницы в СССР: Как доставалось «Лолитам» в советские времена

2. Черчение

После начальной школы у советских детей появлялся такой предмет как черчение. Как-никак СССР считался страной строителей – не только коммунизма, но и домов, фабрик, заводов. В общем, был курс на индустриализацию.

Каждый школьник был потенциальным архитектором и строителем.

Каждый школьник был потенциальным архитектором и строителем.


Этот предмет требовал от родителя дополнительных хлопот, ведь на урок требовалось брать тубус, специальную бумагу или листы для черчения, циркуль, угольник, линейку, транспортир, а также набор мягких и твердых карандашей. Впрочем, и после советского периода этот предмет еще какое-то время оставался в программе старшеклассников. Сейчас же в обычных школах его нет.

Правда, в некоторых классах с азами черчения детей все-таки немного знакомят – в рамках уроков труда. Вообще же черчение в его классическом «советском» виде уходит в прошлое потому, что в современном мире смоделировать любой объект можно с помощью специальных компьютерных программ.

Некоторые предметы постепенно ушли из школьной программы.

Некоторые предметы постепенно ушли из школьной программы.


3. Арифметика

Этот раздел математики у советских младшеклассников (в школах он существовал не в весь советский период) был выделен как отдельный предмет. По сути то же самое, что математика у современных школьников – на арифметике детей учили сложению, вычитанию, умножению, делению чисел.

Математика, но для маленьких.

Математика, но для маленьких.


Со временем требования к знаниям младшеклассников усложнились, поэтому предмет «арифметика» и сменил свое название.

4. Чистописание

По интернету часто гуляют фотографии школьных тетрадок из 1940-50-х годов. На них каллиграфическим почерком, о котором современный ребенок может только мечтать, выведены ряды букв и чисел. Почерку советского школьника предавалось большое значение – он должен был быть разборчив и аккуратен, ведь многие документы в советское время писались от руки и они должны были быть предельно понятны.

Муторно, но красиво.

Муторно, но красиво.


Сейчас этот навык уже не так актуален, ведь наступил век компьютеров и гаджетов. Так что вместо чистописания, судя по всему, скоро введут урок печатания на клавиатуре. Впрочем, польза от этого, на первый взгляд, нудного предмета все-таки есть: младшеклассник приучается к аккуратности, ну и мелкую моторику, к тому же, разрабатывает.

Почему гаражи в СССР были сакральным местом: не просто место для хранения автомобиля

5. Начальная военная подготовка

В стране, которая вела затяжную холодную войну, этот предмет, коротко называемый «НВП» или «военное дело», был очень актуален. Отставные военные или запасники учили детей маршировать, надевать противогазы, пользоваться гранатой, собирать и разбирать автомат и даже стрелять. Также им показывали, как оказывать первую помощь раненым и пострадавшим.

Готовили к будущей защите Родины.

Готовили к будущей защите Родины.


В наше время в обычных (не профильных военных) классах азы НВП часто преподают в рамках уроков ОБЖ. Поэтому многие учителя и родители не поддерживают инициативу некоторых депутатов ввести НВП снова. Зачем детям излишяя милитаризация?

6. Конституция СССР

Было время, когда советским ученикам преподавали и такой предмет как Конституция СССР. Считалось что знать основной закон нашей страны нужно с ранних лет. На уроке детей знакомили не только с содержанием Конституции, но и с государственным строем, с личностями генсеков. В чем-то этот предмет можно сравнить с современным обществознанием, только последний преподается гораздо шире.

Конституцию нужно было знать назубок.

Конституцию нужно было знать назубок.


Забытые школьные предметы переносят в детство и вызывают чувство ностальгии по тем беспечным временам. Точно так же, как и школьные атрибуты времен СССР. Эти в чем-то уже старомодные вещи помнит каждый советский ученик из 1980-х.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:










14037
25.09.2022 09:30
В закладки
Версия для печати

Комментарии

  • alichca 25.09.2022 10:32    

    Я считаю, что тот, кто упразднил эти предметы в школе - преступник и враг народа!







Смотрите также