Живопись   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен


+1 0
-1
-1 1
Арт    



В XVII веке Артемизия Джентилески смогла преобразовать свои страдания в одни из самых драматических картин итальянского барокко. Она была женщиной, которая со стальной решимостью продолжила свою карьеру художника, несмотря на глубокую личную трагедию. Дочь выдающегося живописца Орацио Джентилески, она победила предрассудки и женоненавистничество и стала одним из ведущих художников-историков периода барокко.


1. Артемизия росла без матери

Она родилась в Риме в 1593 году, а ее мать умерла, когда ей было всего 12 лет. Как старший ребенок и единственная дочь, она была вынуждена взять на себя большую часть обязанностей по ведению домашнего хозяйства. Артемизия также оказалась единственной наследницей Орацио Джентилески, проявившей подлинный талант и склонность к живописи. Учитывая строгие консервативные устои в начале XVII века, отца Артемизии пришлось буквально уговаривать позволить обучиться основам искусства.
Артемизия Джентилески – «Юдифь и ее служанка», ок.1612-13 / Артемизия Джентилески «Портрет кондотьера»

Артемизия Джентилески – «Юдифь и ее служанка», ок.1612-13 / Артемизия Джентилески «Портрет кондотьера»


2. Трагедия Артемизии

В 1611 году, ее отец, Орацио нанял Агостино Тасси, своего коллегу и художника, чтобы он преподал Артемизии уроки живописи. Орацио тем временем работал над большим заказом. Но в марте 1612 года Орацио обратился в римский уголовный трибунал и подал заявление, в котором обвинял Тасси в насилии над его дочерью. 6 мая 1611 года Тасси вошел в дом Джентилески и «в качестве нежеланного гостя отправился к Артемизии. В ее комнате он насильно лишил Артемизию чести и уехал».
Автопортрет Тасси. Его полотно «Отплытие царицы Савской», (ок.1615)

Автопортрет Тасси. Его полотно «Отплытие царицы Савской», (ок.1615)


Впоследствии Тасси обещал жениться на Джентилески, но суд выяснил, что жена Тасси жива. Мужчина пытался очернить честь Джентилески, обвинив ее в распущенности, но ему это не удалось. Тасси был приговорен к пяти годам ссылки из Рима под угрозой виселицы.

3. Артемизия стала героиней феминистского движения задолго до появления этого термина

Она стала одной из героинь феминистской истории искусства, и не зря. Артемизия была феминисткой задолго до того, как был изобретен этот термин. «Я покажу Вашей Светлости, на что способна женщина», - писала она сицилийскому покровителю. «Вы найдете дух Цезаря в душе женщины».

Прежде всего, Артемизия специализировалась на изображениях обиженных женщин. Она рисовала страдающих женщин, героинь, совершающих самоубийство, женщин, проливающих кровь мужчин, которые навредили им. Это были темы, в которые она привнесла свой горький опыт. Сказать, что ее жизнь была трудной - не сказать ничего.

4. Караваджо стал главным вдохновителем для Артемизии

Каким бы важным ни было влияние ее отца, именно Караваджо был художником, чьи работы произвели на нее самое глубокое впечатление. Она часто встречалась с ним в годы своего становления (примерно с 1600 по 1606 год), потому что в то время он и ее отец были близкими друзьями. А вот Джентилески добилась большого успеха, став одной из первых женщин, которые были приняты во Флорентийскую академию и выполняли заказы при дворе Медичи.
Караваджо «Отдых на пути в Египет» (1597)

Караваджо «Отдых на пути в Египет» (1597)


5. Отец Артемизии, Орацио Джентилески, сидел вместе с Караваджо в одной тюрьме

Орацио был на стороне Караваджо во многих драках и ссорах и даже отсидел вместе с ним несколько недель в тюрьме, когда другой художник, их враг Джованни Бальоне, попытался (безуспешно) отправить их обоих на галеры за клевету. Караваджо навсегда покинул Рим в 1606 году после убийства Рануччо Томассони.
Антонис ван Дейк «Орацио Джентилески» (ок. 1635) / Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год

Антонис ван Дейк «Орацио Джентилески» (ок. 1635) / Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год


Артемизия, безусловно, видела воочию некоторые из величайших работ Караваджо. В отношениях двух мастеров есть интересная деталь. Мать Артемизии была похоронена в приходской церкви Санта-Мария-дель-Пополо, которую девушка постоянно посещала. Интересно, что именно Караваджо создал две фрески для часовни этой церкви. Это две самые острые и мрачно-драматические запрестольные сцены в его творчестве - «Распятие Святого Петра» и «Обращение Святого Павла».

6. Первая главная работа была создана в 17 лет

В 1610 году, когда Артемизии было всего 17 лет, она создала свою первую главную сюжетную картину - душераздирающую интерпретацию ветхозаветной истории о Сусанне и старейшинах (ниже). По сюжету за красавицей Сусанной, женой Иоакима, наблюдают двое старейшин. Восхищаясь ее красотой и желая ее, они угрожают оклеветать ее обвинениями в супружеской неверности, если она не уступит их желаниям. Она отказывается, но в конечном итоге ее спасают от публичного позора, обнажая ложь в рассказах старейшин.
Артемизия Джентилески «Сусанна и старцы», 1610  / Артемизия Джентилески «Сусанна и старцы» 1622

Артемизия Джентилески «Сусанна и старцы», 1610 / Артемизия Джентилески «Сусанна и старцы» 1622


Все художники того времени использовали одни и те же библейские истории в качестве источника вдохновения. В работах художников-мужчин на эту же тему Сусанна обычно изображается кокетливо застенчивой и соблазнительной. А вот на картине Артемизии Сусанна выглядит испуганной, смущенной. Ее колени прикрыты белой тканью. Она отворачивается от старцев, ее руки подняты в жесте, который ясно указывает: «Уходи и оставь меня в покое». Ее лицо показывает страх и уязвимость, когда мужчины наклоняются к ней через стену, шепчутся друг с другом и ухмыляются. Ни один из тех, кто стоит перед этой картиной, не сомневается, что внимание мужчин нежелательно. Вторую версию Артемизия написала в 1622 году.

7. Артемизию связывала дружба со знаменитым астрономом

После перенесенной трагедии и по приезде в Рим Артемизия начала строить новую жизнь. Главной ее целью было стать известной художницей в мужском мире искусства. В Риме у нее появились влиятельные друзья, в том числе знаменитый коллекционер и меценат Кассиано даль Поццо и астроном Галилео Галилей.
Галилей на портрете 1636 года работы Ю. Сустерманса  / Доменико Тинторетто. Портрет Галилео Галилея, 1605—1607

Галилей на портрете 1636 года работы Ю. Сустерманса / Доменико Тинторетто. Портрет Галилео Галилея, 1605—1607


8. Она была первой женщиной, поступившей в престижную Академию искусств

В то время, когда женщине было трудно стать кем-то, кроме жены или монахини, Артемизия была первой женщиной, поступившей в престижную Академию делле Арте дель Дисеньо во Флоренции. Ее клиентами-заказчиками были герцоги, принцы, кардиналы и короли. О своем успехе Артемизия в 1635 году писала своему другу Галилею: «Я видела, что все короли и правители Европы, которым я отправляла свои работы, оказывали мне честь. И не только с большими дарами, но и с почетными письмами, которые я храню».
 Академия делле Арте дель Дисеньо во Флоренции

Академия делле Арте дель Дисеньо во Флоренции


Таким образом, Артемизия Джентилески была одной из самых смелых и наиболее выразительных женщин-живописцев в истории. Ей удалось создать одни из самых запоминающихся картин начала XVII века.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







5420
25.12.2020 22:50
В закладки
Версия для печати

Комментарии

  • Майя Пешкова 27.12.2020 17:13    

    Уважаемый автор.Вы публикуете портрет Андреа дель Сарто,подписывая его именем насильника художницы Артемизии Джентилески.Представляя себя как искусствоведа право стыдно не знать художников Возрождения







Смотрите также