
Люди, основываясь на личном восприятии, порой начинали создавать свои религии. В итоге получались секты, в которых не просто молились, а в искаженном виде проводили своеобразные ритуалы. Паниашковцы придерживались гностического поведения, считая плоть греховным началом, и пытались постоянно изгнать из нее беса, доводя себя до скотского образа жизни. Они не мылись, еду считали греховной, а выпускание газов воспринимали как обязательную норму. Не менее странное поведение наблюдалось у прыгунов. Они воскрешали девушек с помощью поцелуя, а скаканьем и прыганьем достигали верха восторга, который заканчивался, как и у многих, «свальным грехом».
Паниашковцы – основатель секты крестьянин Алексей Гаврилов

Крестьяне 19 века. / Фото: vk.com
Мистических и непонятных сект в дореволюционной России было много. Кучки людей по-своему воспринимали источник христианского вероучения – святое Писание – и искренне верили в то, что придумали. Для них Библия становилась «хлопотницей», а себя организаторы часто выставляли наставниками Бога. Последователи верили, что устами лидера секты говорит сам Дух Святой. В России было очень много таких, кто нес полную ересь. Ярким примером стала секта паниашковцев, отличившаяся своими гностическими идеями и поведением.
В конце 80-х годов XIX века крестьянин из Самарской губернии Алексей Гаврилов по прозвищу Паниашка посетил Афон. Там он принес клятву соблюдать самые строгие аскетические нормы поведения. По возвращении домой он сначала строго соблюдал требования и ходил в церковь, но потом в его окружении появились «богородицы» и «апостолы». У него дома стали собираться люди, разделяющие его взгляды, которые принимались в секту за внушительные подарки.
Постепенно последователи окрестили себя паниашковцами и создали требования и правила для вновь поступающих, решив, что плоть и все, что с ней связано, – греховно, и в ней живет бес, которого нужно изгнать.
Правила жизни паниашковцев: «замора плоти» и травля беса

Крестьяне Симбирской губернии 19 века. / Фото: dzen.ru
Пренебрежение к плоти у паниашковцев было очень сильным, поэтому их секту и признали самой грязной. Они не мылись, не переодевались, пока одежда не разлезалась в хлам, не расчесывались. Такое же пренебрежение они перенесли на все потребности организма. Считали, что ими кормится бес, поэтому ели продукты только для поддержания сил, не рассматривая еду как что-то вкусное. Им было без разницы, что заталкивать в себя, и при этом говорили «На, бес!». Паниашковцы высказывались: «Ему все равно, что трескать». Это же они говорили, когда выполняли нужду и любое дело – то ли хлеб садили в печь, то ли воду наливали в миску, и даже когда справляли нужду.
Убить беса внутри себя для паниашковцев было главной целью, а знаком покидания тела служила отрыжка или выпускание газов. Тогда сектант чувствовал себя «очищенным» хоть и на время. Это последствие работы организма считали приемлемым даже во время еды или чтения молитв. Если у кого-то долго не было подобного, то ему помогали «выгонять» бесов – били, пока не услышат чарующий для их ушей звук. Так же принимали и новичков, которых считали грязными, забитыми бесами, и их колотили до тех пор, пока те не испустят газы. От такой процедуры можно было спастись великим подношением. Ко всем действиям сектанты часто добавляли плевки, которые растирали ногой, приговаривая «прекорил беса».
Самым же сильным действием на беса, по мнению паниашковцев, был «замор плоти». Для нормального человека это развратное стадное поведение похоти, когда без разбора все члены совокуплялись, считая, что так убивают в своем теле нечисть.
Паниашка умер в 1895 году, но последователи продолжали его дело. Самого Паниашку объявили святым и ждали его возвращения. Однако такой силы секта уже не имела. Появились различные ответвления, а потом она и вовсе исчезла, хотя и других не менее странных сект было вдоволь.
Секта «Прыгунов» крестьянина Лукьяна Соколова

Молокане, у которых одна ветвь относилась к прыгунам. / Фото: en.m.wikipedia.org
На Закавказье в 50-х годах XIX века появилась секта прыгунов, которую организовал крестьянин Лукьян Петров Соколов. Он, исходя из своего понимания слов из Писания, придумал ритуалы, считая, что так он полностью отождествляет ее с посланием. Например, при произнесении слов из псалма 50: «Окропи мя иссопом» нужно было сопеть друг на друга. Так каждый получал «очищение и благодать».
У прыгунов был ритуал воскрешения, когда проходило богослужение. Одна из девушек должна была довести себя до исступления или притвориться таковой и упасть на пол. «Учитель» назначал того, кто будет ее воскрешать, и выбранный, наклоняясь над девушкой, дул на нее или целовал, после чего она «воскрешала».
Прыганье и скаканье – главные отличия в секте прыгунов

Сектанты. / Фото: dzen.ru
Члены секты прыгунов верили, что Дух Святой снизойдет только на того, кто прыгает. Поэтому нужно было выбирать в лидеры – «пророка» того, кто сможет это делать долго, не уставая. Обычно выбор падал на молодых и здоровых, которые могли долго плясать и петь. В помощь ему назначалась «пророчица», и не одна – порой даже три. Ее выбирали также из красивых девушек, которых облюбовал «пророк».
Собрания у прыгунов также проходили с особенностями: от чтения псалмов из Библии переходили к пению псалмов царя Давида. Казалось бы, все было благочинно, но только до этого момента. Затем пророк говорил, что нужно не забывать о тех, кто не познал «истиной веры». Прыгуны в отчаянии падали плашмя на пол и рыдали. Некоторые только делали вид, что горюют, и порой даже натирали глаза луком, чтобы текли слезы. После этого начинался «выход на круг»: сначала один подходил к пророку, кланялся ему и целовал, а затем становился рядом. Все остальные проделывали подобное, но порой кто-то уж чересчур усердно прикладывался к устам молодой девушки.

Максим Рудометкин - последователь прыгунов. / Фото: cyrillitsa.ru
Далее наступало время прыганья. Начиналось пение, и «пророк», раскачиваясь во все стороны, готовился «принять» Духа, чтобы потом донести его послание остальным. Через некоторое время он топал ногой, а потом начинал приплясывать вокруг своей «помощницы», которая смирно стояла перед ним. Затем все уже включались в танец, доводя себя до опьянения. Некоторые запрыгивали на печку, в окна, лезли под лавки и на столы. В это время «пророк» бормотал «пророческие» речи, и хоть многие старались вслушиваться, понять ничего не могли. Но, скорее всего, понимать было нечего – «пророк» просто нес всякий бред. Молитвенные собрания заканчивались «свальным грехом».
У Соколова появились последователи, некто Максим Рудометкин по прозвищу Комар, а от самой сетки пошли ветви других – появились веденцы, сопуны, сиопцы и трясуны.
Секты со страшными и неподобающими правилами

Члены сект - скопцы, хлысты, молокане. / Фото: humus.livejournal.com
Немало усилий приложил епархиальный миссионер Херсонской епархии в конце XIX – начале XX века Михаил Александрович Кальнев к запрету и разгону сект. Он знал многие из них, о которых даже не все слышали, но произошедшие из русской древнейшей секты – хлыстовщины.
В Самарской губернии в 30-х годах XIX века была секта «серых голубей». Ее последователи мужского рода вступали в церковный брак, но жен считали ниже прислуги, зато спокойно на стороне заводили «сестер», с которыми жили «христовой любовью». В этой же губернии были и «беседники». Название они получили из-за своих бесед, так они называли свои радения. Устройство жизни у них было скорее монашеским, но верховными среди мужчин была женщина, а женщинами «заведовал» мужчина.
Секту «мормоны самарские» организовал крестьянин Иван Каныгин, которая впоследствии распалась на две – «мормонов» и «методистов». Первые практиковали многоженство, но вели трезвый образ жизни, тогда как вторые были отъявленными распутниками и пьяницами. В этих общинах проповедники ввели новые названия для должностных лиц: «нога», «рука», «глаз» и так далее.
Были также секты «шалопутов», «телеши», «марьяновцы», «штундохлысты». Во многих из них одним из столпов учения было обязательное соитие женщин со множеством мужчин. Такое существовало у «подгоновцев», которые считали, что целомудрие греховно, и даже молодых девушек лишали невинности, чтобы им не завидовали. Брак они считали позорным и нечистым. Без стыда жили друг с другом «сестры» и «братья» в секте «Акулиновщина», организованной бабой Акулиной.
Худшей, с самым ужасным обычаем, была секта дьякона Стефана. Он навязывал мысль, что связывать узами брака – это грех, а рожденные дети являются его плодом, поэтому от них нужно было избавляться. Новорожденных относили в лес на съедение зверям.
С годами просвещение не помогло людям избавиться от сект. По непонятным причинам они уходят туда добровольно, подчиняясь правилам, порой лишенным нормального объяснения. Религиозная организация «Церковь последнего завета», создала за несколько десятилетий очень мощную сеть, в которую входили не только простые люди, но даже чиновники. Люди продавали свои дома, отрекаясь от материальных благ, взамен получая хижины и считая себя счастливыми. Сергей Тропарев стал Виссарионом, жил в богатстве и манипулировал людьми, но даже этому пришел конец – его арестовали.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: