История и археология   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



В апреле в немецком городе Эберсвальде ежегодно проходит акция памяти, посвященная событиям 1966 года. 6 апреля два советских лётчика совершили в небе Берлина настоящий подвиг, уведя заглохший Як-28 от жилых кварталов. Борис Капустин и Юрий Янов погибли. И по сей день, несмотря на сложную политическую обстановку последних лет, жители Эберсвальде чтят память русских героев, ценой собственных жизней предотвративших трагедию.


Простое задание и редкая поломка

Борис Капустин и Юрий Янов.

Борис Капустин и Юрий Янов.


На момент трагедии пилоту-капитану Капустину и старлею-штурману Янову было по 34 года. В Германии они служили в составе 668 бомбардировочного авиаполка 132-й бомбардировочной авиадивизии 24-й воздушной армии советских войск. 6 апреля 1966 года поступил приказ перегнать бомбардировщик Як-28 на советский аэродром под Цербстом и вернуться на базу на военном аэродроме Финов. В 15-00 было получено добро на вылет, и Як поднялся в воздух. При правильном раскладе этот полёт занял бы минут 40. Но все пошло не по плану. После набора высоты в 4000 метров у бомбардировщиков начались проблемы, и машина начала терять скорость. Так вышло, что у самолета отказали сразу оба двигателя, что случается крайне редко.

Позже супруга Бориса Капустина расскажет, что в тот день муж долго не хотел покидать дом, возвращался несколько раз, признавал, что устал и нужно в отпуск, а потом остановился под окнами и еще раз попрощался. Летчик явно испытывал тревогу и небезосновательно. Як, на котором планировался полет, уже раз подводил экипаж, еле дотянув до аэродрома.

При этом причину поломки техники так и не обнаружили, наведя общий марафет. Когда на 20-й минуте самолет стал терять тягу, проваливаясь вниз, Капустин скомандовал ведомому летчику отходить вправо. Вторая машина выполнила обходной маневр, после чего Капустин сообщил, что возвращается на базу. Это были последние слова с аварийного борта. Больше Капустин с Яновым на позывные не ответили. Между отказом обоих двигателей Як-28 и падением прошло 30 секунд, вошедших в берлинскую историю.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как удалось выжить единственной пассажирке рокового советского авиарейса 1981 года «Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск».

Отказ катапультироваться

Мемориальная табличка в честь подвига советских лётчиков на мосту озера Штёссензее. /Фото: i.pinimg.com

Мемориальная табличка в честь подвига советских лётчиков на мосту озера Штёссензее. /Фото: i.pinimg.com


Як-28 с одновременно отказавшими двумя двигателями неудержимо тянуло к земле, не видимой из-за высокой облачности. Капустин пытался запустить моторы, планируя кругами и отклоняясь от курса. В какой-то момент под самолетом оказался огромный Берлин. В то время город представлял собой буферную зону двух враждующих политических систем, передовую «холодной войны». Разделенный на западную и восточную часть Берлин напоминал вулкан, где любой инцидент обрастал непредсказуемыми последствиями. Так что перед Капустиным и Яновым стояла вдвойне сложная задача.

Когда падающий самолет показался из-за облаков, горожане поняли, что летчики пытаются выровнять машину. Счет шел на секунды, и для собственного спасения нужно было срочно катапультироваться. Но при таком раскладе потерявшая управление машина рухнула бы на самый густонаселенный квартал Берлина. А это повлекло бы за собой гибель сотен жителей. И Капустин решает во что бы то ни стало увести Як-28 к окраине, предложив штурману прыгать одному.

Траурная церемония передачи останков. /Фото: оввакул.рф

Траурная церемония передачи останков. /Фото: оввакул.рф


— Я с вами, Борис Владиславович, — безапелляционно ответил Янов. И в этом решении не было бахвальства. Опытный пилот понимал, что катапультирование изменит аэродинамику падающей машины и шансов удержать ее в воздухе станет ничтожно мало. Поэтому и остался с командиром.
Замаячила возможность развернуться к лесу по правому флангу, где можно было катапультироваться вдвоем. Но по стечению обстоятельств в тот день на лесном кладбище была уйма народу в поминальный день. Да и высота становилась предельно низкой для спасения. Но Капустин продолжал сражаться, попытавшись приводниться на озеро Штессензее и даже довел свой Як до воды. Когда перед самым носом выросла дамба с оживленной трассой, последним неимоверным усилием командира самолет перелетел прямо над крышами автомобилей. Окончательно потеряв высоту после этого маневра, Як-28 с резким наклоном пошел под воду, глубоко уткнувшись в ил на дне.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как 3 лучшие советские женщины-лётчицы чуть не погибли на границе с Китаем: Что спасло экипаж от верной гибели.

Как с героями прощалась вся Восточная Германия

Открытие памятника летчикам-героям в Ростове-на-Дону. /Фото: big-rostov.ru

Открытие памятника летчикам-героям в Ростове-на-Дону. /Фото: big-rostov.ru


8 апреля останки летчиков передали членам Группы советских войск в Германии. Официальная траурная церемония состоялась в присутствии высокопоставленных официальных лиц. Для прощания с героями Борисом Капустиным и Юрием Яновым прибыла делегация от каждого города Восточной Германии. Желающих возложить цветы к телам советских военных было огромное количество. Пока на аэродроме готовили отправку останков, на протяжении многих часов шел непрерывный поток немецких граждан.

Отдавая последние почести, бургомистр Западного Берлина Брандт сказал, что оба летчика в решающие секунды четко осознавали последствия падения самолета в густонаселённые районы. Не задумываясь, они развернули самолёт к озеру Штессензее, фактически отказавшись от собственного спасения. Только ценой такой жертвы могла быть предотвращена катастрофа.

Президиум Верховного Совета своим указом от 10 мая 1966-го наградил летчиков орденами Красного Знамени. Посмертно. В один день с Борисом Капустиным хоронили в Ростове-на-Дону и его отца, не пережившего такого горя. Детство и юность военного прошли в этом городе, где и находится его могила на Братском кладбище. В его честь назвали ростовскую улицу Ворошиловского района и школу № 51, где учился сам Капустин.

В том же году о подвиге советских летчиков написал пронзительное стихотворение поэт Роберт Рождественский. В 1967-м он обратился с предложением к композитору Оскару Фельцману, который положил слова на музыку. Так и появилась песня «Огромное небо», впервые исполненная Эдитой Пьехой.

В ноябре 2022-го в ростовском парке «Дружба» Капустину и Янову открыли памятник. Его основу составляет алюминиевая стела, напоминающая киль самолета. Сбоку конструкция разбита двумя элементами, символизирующими две жизни. На фасаде установлен истребитель Як-28П, прошедший траекторию по «килю» и падающий вниз. Перед стелой размещена карта-диорама воссозданных событий по картам Берлина 1966 года. Можно своими глазами увидеть, какая картина предстала перед Капустиным и Яновым в последние секунды их героической жизни.

Любовь очень часто соединяет, казалось бы, несовместимое. Прочтите в другой нашей статье об истории любви, которая стала основой всемирно знаменитого романа и узнайте как Маргарита на 30 лет пережила своего Мастера.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:










1456
26.04.2023 20:28
В закладки
Версия для печати





Смотрите также