История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Русские додумались до того, о чем иностранцы даже не мыслили. Рожок для охоты приспособили под музыкальный инструмент, а потом создали оркестр. Правда, музыканты играли только одну ноту, поэтому их было много – до 100, а то и более человек в оркестре. Поэтому роговая музыка считается чисто российским проектом, появившимся в Петербурге при Петре I, а усовершенствовал ее чешский музыкант Мареш по указанию Нарышкина. Иностранцы восхищались мелодией и одновременно высмеивали терпение музыкантов. Они говорили, что только русские могут издавать десятки лет одну ноту. Тем временем крепостных музыкантов могли продать как лошадь, дорого, потому что они умели ко всему прочему еще и играть на музыкальном инструменте.


Задание Нарышкина капельмейстеру Марешу – создать оркестр из охотничьих рожков


Роговой оркестр XVIII века. / Фото: dzen.ru

Роговой оркестр XVIII века. / Фото: dzen.ru

Со времен правления Петра I в России появилась роговая музыка. Сначала она была в упрощенном виде, для чего использовались валторны – практически тот же рожок, только трубка закручена посредине.
Валторна XVIII века. / Фото: kulturologia.ru

Валторна XVIII века. / Фото: kulturologia.ru

Музыкантами хвастались вельможи во время ансамблей или использовали их, совершая прогулки по Неве. Под такую музыку любила отдыхать Елизавета Петровна, катаясь в лодке по реке. Первые зачатки роговой музыки уже появились при царствовании Анны Иоанновны, и неверно было бы сказать, что ее полностью создал Мареш, которому часто приписывают эту славу. Но его вклад нельзя отрицать – именно он довел ее до такого совершенства, которым восхитились иностранцы.

Иоган Антон Мареш – чех по рождению, отданный родителями в местный католический монастырь еще в детстве, где он научился музыке и полюбил ее. Он оказался прирожденным «духовиком», тонко чувствующим ноты. По традиции, в старину, чтобы обучение было окончательным, ученики должны были странствовать, набираться опыта вдали от дома. Так Мареш попал в Саксонию, где его привлекла королевская капелла. Затем в Дрездене он освоил валторну, в Берлине – виолончель. Он получил славу виртуоза-валторниста, и граф А. П. Бестужев-Рюмин воспользовался возможностью, пригласив его к себе в Петербург.
Капельмейстер Мареш, усовершенствовавший роговую музыку в России. / Фото: kulturologia.ru

Капельмейстер Мареш, усовершенствовавший роговую музыку в России. / Фото: kulturologia.ru

Так Мареш попал в Россию, а дальше о нем узнала императрица Елизавета Петровна и пожелала видеть его при своем дворе. Нарышкин, будучи егермейстером, забрал Мареша под свое попечительство, поселил у себя дома и дал должность капельмейстера. Но это сильно ограничило возможности музыканта, так как ему назначили всего лишь 400 рублей жалования. Основной доход он получал от уроков, которые давал ученикам по музыкальным инструментам.

Положительным моментом связи Мареша с дворцом стало то, что он смог прославиться как создатель «охотничьей музыки». Ему понадобилось 6 лет, чтобы выполнить указание Нарышкина – создать роговой оркестр.

Роговой оркестр


Оркестр XVIII века. / Фото: ru.pinterest.com

Оркестр XVIII века. / Фото: ru.pinterest.com

До появления Мареша оркестр состоял из 12 валторн, 2 труб и 2 почтовых рожков. Ему предстояло усовершенствовать музыку и инструменты. Сложность заключалась в том, что из рожка можно было получить только один звук, и это означало, что необходимо было минимум 91 инструмент, чтобы охватить альты, басы, дисканты и теноры. В качестве музыкантов набрали крепостных крестьян. Их не нужно было обучать нотам, от них требовалось вовремя дуть в рожок и считать паузы до своего вступления. Чтобы уменьшить количество музыкантов, за каждым закреплялось по два рожка.

Звук рожка зависел от его длины, и на этой основе были созданы короткие и очень длинные инструменты. Чтобы длинные легче было держать, для них сделали подставки. Такие инструменты были самыми легкими в использовании, и в них могли дуть даже дети. Куда сложнее было с самыми короткими – дискантовыми, на которых могли играть только взрослые с хорошо развитыми легкими.
Рожки для рогового оркестра. / Фото: womanadvice.ru

Рожки для рогового оркестра. / Фото: womanadvice.ru

После указания о создании рогового оркестра до его показа прошло несколько лет. Много времени было потрачено на создание инструментов и обучение крестьян. Вельможи, зная, что готовится оркестр, но не видя результата, стали подшучивать над Нарышкиным. Но Мареш спас ситуацию – он уже был готов представить оркестр, просто ждал случая. Капельмейстер объявил на одном важном приеме, что если господа готовы оценить, то могут прямо сейчас послушать оркестр в большом манеже. Нарышкин был безумно рад, что так удачно вышел из положения, а вельможи сказали, что музыка бесподобна. Императрица Елизавета после этого пожелала иметь такой же у себя при дворе.

Несмотря на то что рожок издавал только одну ноту, в слиянии получалась завораживающая музыка. Иностранный путешественник М. Форсия де Пилес заметил, что если не видеть музыкантов и инструменты, кажется, что играет сразу несколько органов. Мелодия была созвучной и завораживающей, однако иностранцы говорили, что так могут играть только русские, потому что обычному человеку не под силу 30 лет исполнять на одном инструменте одну ноту.

Музыканты – крепостные крестьяне


Оркестр из крепостных мужиков. / Фото: muskam.ru

Оркестр из крепостных мужиков. / Фото: muskam.ru

Вместе с распространением оркестров появился спрос на грамотных крепостных, которые умели не только что-то делать, но и играть на музыкальном инструменте. Сначала капельмейстеры выставляли объявления, что готовы набирать учеников, а потом такие крепостные становились ценными людьми и продавались дороже своими хозяевами. Торг крепостными в XVIII веке считался нормой, и наряду с курами на аукционе продавались крепостные люди – за взрослого просили от 5 до 15 рублей, а за детей – 2-3 рубля. Однако обученные крепостные стоили уже 600 рублей. За «хорошего» кларнетиста, который имел 15 лет музыкального стажа и мог также играть на скрипке, просили 1 500 рублей. Это была самая высокая цена за крепостного, но вместе с ними на торги порой выставлялись даже капельмейстеры.

Так крепостные, получая вторую "профессию" музыканта наряду с ремеслом, становились ценным товаром. В конце XVIII века их стали продавать уже группами по 6-8 человек, а потом даже отпускать на заработки или отдавать в наем. Например, сдавались в наем за 20 рублей в год «4 мальчика с паспортами на владение 3 альтами и 1 дышкантисом». Правовое положение крепостных описывает следующее объявление: «Продается дворовой человек, умеющий играть на скрипке, умеющий писать, а также молодые английские свиньи и датский жеребец».

Позже стали появляться объявления о беглых крепостных-музыкантах. Кстати, век рожкового музыканта был коротким – обычно они заканчивали жизнь чахоткой. Это происходило не от того, что было сложно дуть в рог, а потому что они играли без остановки даже во время паузы – дули в трубы, чтобы не пропустить свое вступление. Поэтому легкие работали на износ.

Музыка вельмож – роговой оркестр


Роговой оркестр для вельмож в XVIII веке. / Фото: dzen.ru

Роговой оркестр для вельмож в XVIII веке. / Фото: dzen.ru

Оркестр роговой музыки был дорогим удовольствием, поэтому его могли позволить себе только вельможи. Например, инструменты – рога Вадковского, изготовленные в Москве, обошлись в 800 рублей, а к ним нужно было добавить содержание крестьян-музыкантов. Поэтому за 40-летнее существование роговых оркестров в столице было не более 9 оркестровых групп. Хотя в голландском магазине купца Ивана Щоха постоянно выставлялись наборы рожковых инструментов на 11, 21 и 42 рожка, и даже на 48 рожков. К ним полагался соответствующий репертуар, что говорит о их популярности.

Роговую музыку стали использовать на всех значимых мероприятиях и больших празднествах, устраиваемых во дворцах. В конце XVIII века на смену Марешу пришли другие не менее искусные капельмейстеры, после того как его поразил паралич в 1895 году. Он получил 700 рублей пенсии и отошел от дел.

Роговую музыку хорошо было слушать на открытом воздухе, потому что звучание нескольких десятков труб просто могло оглушить присутствующих. Ее применение описывает случай, когда решили угодить императрице Екатерине II. В Москве для нее организовали «Дианину гору»: сооружение высотой 6 сажен и длиной 40 саженей, которое состояло из леса с оленями, кабанами, лисами и зайцами, все это было установлено на большие сани. Их тянули 22 пары быков, а в лесу был спрятан роговой оркестр, который во время всего шествия по Немецкой слободе играл музыку. В это время императрица обедала в доме И. Бецкого, который жил именно на этой улице. Поэтому существует версия, что это он придумал такое помпезное шествие, чтобы удивить и порадовать императрицу.

Размах организации мероприятий можно судить по встрече Екатерины II с австрийским императором Иосифом II в Херсоне в 1787 году. Был задействован роговой оркестр Потемкина, который играл 40 партий музыки. Однако решив, что этого будет недостаточно, ее подкрепили пиротехнической батареей, вокальным хором и пушечной пальбой. В это время оркестром уже управлял капельмейстер Карл Лау.

На одном из празднеств Потемкин задействовал мега оркестр из 300 музыкантов. Они разместились в Таврическом саду тремя группами в разных местах, чтобы не оглушать присутствующих. Каждый оркестр выполнял самостоятельно свою партию или же сливался в одном исполнении, удваивая звучание.

Как исчезла роговая музыка и возродилась вновь


Роговой российский оркестр XXI века. / Фото: thesunpetersburg.com

Роговой российский оркестр XXI века. / Фото: thesunpetersburg.com

В 1820-х годах по выходным у Нарышкина на даче еще звучала роговая музыка, но это уже были остатки былой славы. Правление Павла I с его жесткими правилами стало началом заката роговой музыки. Сохранившиеся оркестры были уже немногочисленны. Ожили они при царствовании Александра I, который устроил празднество в честь внука Екатерины и пожелал, чтобы звучала роговая музыка.

Возродившаяся музыка использовалась исключительно для церемоний во время праздничных шествий, как раньше, когда она развлекала публику, – уже не было. Последний раз роговой оркестр вспоминается в 1915 году, а потом музыкальные инструменты отправили в музей.

Настоящее возрождение рогового оркестра произошло уже в начале XXI века. За это взялся новатор Сергей Песчанский. Ему пришлось по крупицам собирать информацию, чтобы восстановить инструменты и партитуру. Теперь коллектив «Русская роговая капелла» пользуется популярностью, объездив весь мир. За 9 лет они дали 700 концертов.

Гармонь тоже кажется исконно русским инструментом, но она была создана в Германии. Ее привезли купцы, а потом тульские умельцы, разобрав на щепочки, научились ее изготавливать сами. За многие годы она настолько вжилась в русские обычаи, что роднее инструмента трудно и сыскать.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








663
27.01.2025 22:28
В закладки
Версия для печати




Смотрите также