Современное искусство   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0
Арт    





В 2006 году в России произошло событие, получившее в кругах искусствоведов статус «культурной катастрофы». Из Русского государственного архива литературы и искусства было похищено более тысячи оригиналов работ Якова Чернихова. Кем же был этот человек, чьи идеи крайне редко получали практическую реализацию, и почему его утопическая графика может считаться национальным достоянием?


Графика Якова Чернихова.

Графика Якова Чернихова.


Графика Якова Чернихова.

Графика Якова Чернихова.


Графика Якова Чернихова.

Графика Якова Чернихова.


Будущий гений архитектуры появился на свет в декабре 1889 года в Павлограде. Рос он в большой и дружной еврейской семье – у него было одиннадцать братьев и сестер! Родители не очень-то хотели, чтобы их дети влачили жалкое существование, и стремились найти им дело, которое считали подходящим, достойным и денежным. Отец Якова когда-то владел корабельными ресторанами, но разорился. Якову предстояло отправиться в ученики к фотографу, в портретное фотоателье – не худшая участь. Однако, узнав об этом, он пришел в ужас и… сбежал из дома.

Графикой Яков Чернихов увлекся еще в юности.

Графикой Яков Чернихов увлекся еще в юности.


Город будущего.

Город будущего.


Побег удался. Чернихов поступил в филиал Академии художеств в Одессе. В эти годы он трудился разнорабочим, чтобы добыть себе пропитание и деньги на учебу. Правда, начав как портовый грузчик, Яков все же пробил себе путь в творческой сфере. Успел он поработать и фотографом – какая ирония! – и резчиком паспарту, а однажды попал в помощники к организатору Одесской промышленной выставки. Чернихов умел, что называется, «учиться от всякого», буквально коллекционируя приобретенные навыки.

Стройка была для Чернихова не только вдохновением, но и работой...

Стройка была для Чернихова не только вдохновением, но и работой...


Графика Якова Чернихова.

Графика Якова Чернихова.


Графика Якова Чернихова.

Графика Якова Чернихова.


В Одессе же он разработал первый свой педагогический курс, который был реализован. Какое-то время Чернихов преподавал там же, где ранее учился.

Чернихов преподавал графику и проектирование всю свою творческую жизнь.

Чернихов преподавал графику и проектирование всю свою творческую жизнь.


Мотивы глобальной стройки.

Мотивы глобальной стройки.


Ритм зачаровывал Чернихова.

Ритм зачаровывал Чернихова.


Затем Яков перебрался в Петербург, уже в саму Академию, а заодно решил получить настоящее педагогическое образование. В поиске своего призвания Яков в конце концов оказался на архитектурном факультете Академии, который с блеском закончил в 1916 году.

Архитектурная графика Якова Чернихова.

Архитектурная графика Якова Чернихова.


Архитектурная графика Якова Чернихова.

Архитектурная графика Якова Чернихова.


Последующие десять лет оказываются вынужденным перерывом в его творческой карьере – Чернихов был призван на военную службу. Однако, демобилизовавшись в 1926 году, он успел закончить знаменитый ВХТУЕИН, который некогда был одним из центров развития русского авангарда, но находился уже под властью «чистовиков» - художников традиционного направления.

Чернихов не только рисовал здания, но и руководил строительством.

Чернихов не только рисовал здания, но и руководил строительством.


Некоторые свои идеи Чернихов все же сумел реализовать.

Некоторые свои идеи Чернихов все же сумел реализовать.


Индустриальные постройки были темой и практической работы Чернихова.

Индустриальные постройки были темой и практической работы Чернихова.


Немногие выпускники ВХУТЕИНа, придерживавшиеся идей авангарда, смогли реализоваться в профессии. Чернихов же начал работу области строительства с должности бригадира – тут уж не до творчества. Со временем он получил должность проектировщика в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, и наконец был приглашен преподавать в МАрхИ.

Индустриальная графика Чернихова.

Индустриальная графика Чернихова.


Индустриальная графика Чернихова.

Индустриальная графика Чернихова.


Как проектировщик индустриальных систем и строений, он, по-видимому, работал вполне успешно. Проекты для предприятий металлургии и химической промышленности, школ, жилмассивов, НИИ были выполнены Черниховым лично или же под его руководством. Однако их реализация часто оказывалась затруднена по финансовым или бюрократическим причинам.

Ритм и цвет в графике Чернихова.

Ритм и цвет в графике Чернихова.


Индустриальная архитектура будущего.

Индустриальная архитектура будущего.


В это время авангард уже превратился в чистую теорию, утопическую бумажную архитектуру, романтическую фантазию – но оставалось преподавание, иллюстрации, книги… Еще в 1927 году Чернихов организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования», занимавшую проектной графикой и поисками рациональных конструктивных решений в области индустриальной архитектуры.

Абстрактные архитектурные композиции.

Абстрактные архитектурные композиции.


Абстрактные архитектурные композиции.

Абстрактные архитектурные композиции.


Абстрактные и космические архитектурные композиции.

Абстрактные и космические архитектурные композиции.


«Везде заменяйте слово графикой!» - говорил Чернихов, во многом предвосхищая современную визуальную культуру.

Чернихов использовал графику для обучения архитекторов.

Чернихов использовал графику для обучения архитекторов.


Работа, демонстрирующая ритм и объемы здания.

Работа, демонстрирующая ритм и объемы здания.


Рисунки, обнажающие конструкцию здания.

Рисунки, обнажающие конструкцию здания.


Как педагог, он стремился научить студентов мыслить, придумывать новые здания, а не копировать уже существующие. Он преподавал на архитектурных и строительных факультетах, в реальных училищах, в школах…

Ритм индустриальных конструкций.

Ритм индустриальных конструкций.


Плоскости и объемы строения.

Плоскости и объемы строения.


К огромному опыту в области строительства присоединилось понимание трудностей, когнитивных и технических, с которыми сталкивается творческая молодежь. Он написал несколько книг, по сути – учебных пособий, где всякие слова затмевались виртуозной, фантастической графикой, вдохновляющей учеников на собственные эксперименты.

Абстрактные архитектурные композиции.

Абстрактные архитектурные композиции.


Абстрактные архитектурные композиции.

Абстрактные архитектурные композиции.


В молодые годы он обожал абстракционизм и его крайнюю форму – супрематизм. Чернихов считал архитектуру родственной изобразительному искусству, настаивал не только на функциональности, но и на красоте – в том смысле, в каком он ее понимал.

У Чернихова было свое понимание красоты архитектуры.

У Чернихова было свое понимание красоты архитектуры.


Всякое свободное время Чернихов посвящал совершенствованию своих графических навыков, находясь в бесконечном поиске стиля, средств выразительности, необычных сочетаний. Коллеги и ученики считали его кем-то вроде пророка или святого. Современному же человеку кажется почти невероятным, что столь сложные архитектурные композиции созданы без использования компьютерной графики – только бумага, карандаш и цветные чернила.

Ритм конструкций и форм.

Ритм конструкций и форм.


Рисунки Чернихова – это и сказочная архитектура прошлого, и конструктивистские космические станции, и целые индустриальные миры, безлюдные, почти постапокалиптические, наполненные лишь дымящимися трубами заводов, бесконечными лестницами и линиями электропередач.

Архитектура - в космос!

Архитектура - в космос!


Космические мотивы.

Космические мотивы.


Спустя годы многие работы Чернихова выглядят провидческими, но тревожными.

Индустриальные конструкции.

Индустриальные конструкции.


Индустриальная архитектура будущего.

Индустриальная архитектура будущего.


Индустриальная архитектура будущего.

Индустриальная архитектура будущего.


Однако – нет пророка в своем отечестве. Самые смелые и новаторские идеи Чернихова практически не были воплощены. В последние годы жизни Чернихов увлекся разработкой шрифтов – делом, которое и современные дизайнеры, при наличии техники и программного обеспечения, считают сложнейшим.

Футуристические небоскребы.

Футуристические небоскребы.


Ритм в индустриальной архитектуре.

Ритм в индустриальной архитектуре.


Он умер 9 мая 1951 года. Тридцать лет наследие Чернихова было забыто – но в 1980-х годах внезапно было открыто заново и в наши дни приобрело статус культового – во многом благодаря стараниям его внука. Футуристические миры Якова Чернихова привлекают внимание архитекторов, дизайнеров, кинематографистов и создателей компьютерных игр, ему молодые таланты посвящают свои работы, книги переиздаются, работы проходят оцифровку и широко распространяются в цифровой среде. Романтик и визионер, он предсказал архитектуру современности и остался в истории как самый загадочный представитель русского авангарда.

Работы Чернихова вдохновляют современных архитекторов.

Работы Чернихова вдохновляют современных архитекторов.


Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







3825
27.10.2019 21:11
В закладки
Версия для печати




Смотрите также