История и археология   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен


+1 0
0
-1 0
Разное    





Многие окружающие нас вещи и явления, которые порой кажутся нам приметами именно нашего времени, на самом деле были выдуманы уже очень давно. Так, например, в дореволюционной России, уже более ста лет назад, была широко распространена социальная реклама. Некоторые темы этого мощного социального инструмента нам и сегодня знакомы, а вот отдельные покажутся уже очень странными.


Историю социальной рекламы принято отсчитывать с 1906 года, когда общественная организация «Американская гражданская ассоциация» создала первые плакаты, призывающие защитить Ниагарский водопад от вреда, наносимого энергетическими компаниями – очень, кстати, современная тема. Однако в нашей стране можно найти примеры и гораздо более ранние. Так, например, еще начиная с петровских времен у народа пользовались популярностью «назидательные лубки» - картинки, на которых в доступной форме объяснялись простые и вечные истины: «не надо пить», «азартные игры могут привести к беде», «мужа положено слушаться».

Назидательный лубок «О глупой жене»

Назидательный лубок «О глупой жене»


Излагались назидания простым и понятным языком, как, например, в таком рекламном объявлении: «Сия аптека содержит в себе такие зелья которыми лечат с похмелья токмо вотка вино и пиво да надлежит оные разумно употреблять чтобы и последняго ума не потерять»

Назидательный лубок о вреде пьянства

Назидательный лубок о вреде пьянства


Данная тема у нас всегда была любимой для поучений. К XX веку подобные плакаты поражали подробностью и высоким художественным уровнем:

Социальная реклама «Пора опомниться и перестать пить», начало XX века

Социальная реклама «Пора опомниться и перестать пить», начало XX века


Социальная реклама «Хмель-вино», начало XX века

Социальная реклама «Хмель-вино», начало XX века


Кстати, реклама в дореволюционной России действительно отличалась красочностью и точными, продуманными образами. Это неудивительно, ведь отдельные образцы создавали именитые художники – Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Михаил Врубель, Борис Кустодиев, Леон Бакст и другие.

Социальная реклама «Благотворительный базар кукол»

Социальная реклама «Благотворительный базар кукол»


Еще одной важной темой была, конечно, благотворительность. Нередкие неурожаи и голод в деревнях были поводом проявить милосердие. Надо сказать, что социальная реклама тогда была очень конкретной. Людей призывали не к абстрактным понятиям, а к вполне определенным действиям. Как, например, покупка благотворительных товаров в определенные числа. Указывалось и кому именно собранные средства помогут.

Социальная реклама «Купите красное яичко»

Социальная реклама «Купите красное яичко»


Отдельной поддержкой царской семьи пользовалось движение Белого цветка. Эта программа борьбы с туберкулезом зародилась в Швеции, где в 1 мая 1908 года с большим размахом отметили день солидарности с людьми, страдающими от этой опасной болезни. Аптечная ромашка – природное средство борьбы с туберкулезом, стала символом движения. Праздник перекочевал из Швеции сначала в Финляндию, затем в Польшу и Российскую империю. Именно в нашей стране он получил поддержку «самого высокого уровня», так как в царской семье Романовых все еще помнили трагедию 1864 года, когда молодой наследник престола Николай Александрович Романов, сын Александра II, погиб из-за туберкулезного менингита во время поездки по Италии. Его смерть наступила очень неожиданно и потрясла всю семью.

Царская семья поддерживала движение Белого цветка в России

Царская семья поддерживала движение Белого цветка в России


Дальше разгорелась Первая мировая война и социальная реклама стала действенным средством общения правительства с народом. Так как нагрузка на экономику страны многократно возросла, плакаты стали призывать людей отдавать свои деньги под проценты (так называемые «военные займы»)

Реклама военных займов, начало XX века

Реклама военных займов, начало XX века


Причем средства для фронта собирали отдельные профессиональные группы: артисты, художники, пожарные и многие другие:

Социальная реклама сбора средств «Пожарные - солдатам»

Социальная реклама сбора средств «Пожарные - солдатам»


Отдельная группа плакатов призывала всех людей помочь солдатам с какой-то конкретной целью. Так, например, собирали средства «На табак», «На книги» и даже «На переносные бани в окопы».

Примеры благотворительных призывов, начало XX века

Примеры благотворительных призывов, начало XX века


Социальная реклама «Жертвуйте солдатам на переносные бани»

Социальная реклама «Жертвуйте солдатам на переносные бани»


После Революции идея социальной рекламы была подхвачена новым руководством страны и стала мощным и действенным способом создания общественного мнения.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







2607
28.01.2020 15:00
В закладки
Версия для печати




Смотрите также