Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Российскому зрителю работы Чарльза Высоцки практически не знакомы - но у себя на родине он весьма знаменит. Будучи нашим современником, он создавал открытки и постеры, посвященные жизни первых переселенцев и фермеров Новой Англии. Уютные провинциальные городки, суровый, но радостный протестантский труд, шумные ярмарки и мирно дремлющие кошки... В его работах предстает целый мир, безвозвратно ушедший в прошлое - а может быть, никогда и не существовавший.

Натюрморт Чарльза Высоцки.

Натюрморт Чарльза Высоцки.


Чарльз Высоцки родился в 1928 году в Детройте, в семье польских эмигрантов, и вырос в польской общине. Во многом потому он воспринимал американскую культуру как наблюдатель, исследователь, как человек, в определенном смысле ей чуждый. Впрочем, его детство было счастливым и благополучным. Мальчика огорчало лишь нежелание родителей всерьез отнестись к его решению стать художником. «Художником, сынок? А что же ты будешь есть – краски? Стань лучше биржевым маклером… или автомехаником». С другой стороны, они не препятствовали тому, чтобы мальчик брал уроки живописи, да и брат делал карьеру в искусстве.

Высоцки всю жизнь искал простоты и тишины, а потому рисовал простую фермерскую жизнь.

Высоцки всю жизнь искал простоты и тишины, а потому рисовал простую фермерскую жизнь.


Работы Высоцки кажутся простыми и наивными, словно выполненными непрофессиональным художником, однако он получил неплохое образование. Отслужив два года в армии, он нашел работу в качестве иллюстратора – выполнял чертежи инструментов, подробные зарисовки технических деталей для каталогов и инструкций. Это было ужасно скучно, но именно тогда сформировался тот точный и сухой творческий стиль, который в дальнейшем сделал его популярным. Брат убедил Чарльза отправиться покорять Лос-Анджелес – там можно было получить дальнейшее художественное образование. Родители были не в восторге, но обеспечили сыну финансовую поддержку в годы учебы.

Но Чарльз не мог разорвать нити, тянущие его назад, в Детройт, в польскую общину, и после учебы вернулся домой еще на пару лет – прежде, чем осознал, что ему больше нечего делать в дымном индустриальном городке, где его участь – иллюстрировать автомобильные каталоги. Он хотел видеть небо и солнце, а не смог, вечно висевший над городом. В один прекрасный день Чарльз Высоцки собрался с силами и покинул Детройт навсегда.

На детализированные изображения американской глубинки Чарльза вдохновило знакомство с родными жены.

На детализированные изображения американской глубинки Чарльза вдохновило знакомство с родными жены.


В Лос-Анджелесе он нашел дом, работу и… любовь. Его сердце покорила выпускница Калифорнийского университета, одаренная и известная художница Элизабет Лоуренс. Их роман развивался стремительно, и через шесть недель после знакомства они поженились. Знакомство в семьей Элизабет стало большим творческим потрясением для Чарльза. Они были фермерами, потомками первых переселенцев, они срослись корнями с американской землей, любили работать, радовались жизни, благодарили бога за каждый прожитый день и за каждый кусок хлеба, доставшийся тяжелым и благословенным трудом. Простота и теплота фермерского быта стали лейтмотивом творчества Высоцки.

Высоцки не был примитивистом или наивным художником, но много изучал наивное искусство, чтобы найти свой путь.

Высоцки не был примитивистом или наивным художником, но много изучал наивное искусство, чтобы найти свой путь.


В работах Высоцки чувствуется влияние Руссо, Уинслоу Гомера, Эндрю Уайета, Эдварда Хоппера, Бена Шана, Нормана Роквелла, Клары Уильямсон и бабушки Мозес – художников и иллюстраторов, воспевавших повседневность. Чарльз и Элизабет много путешествовали по Америке, изучая традиционное и наивное американское искусство. Однако сам Высоцки никогда не был ни «наивным» (для этого он оказался слишком образованным), ни «примитивным» (потому что никогда не стремился намеренно скрыть свои технические возможности) художником. Он был художником «традиционных ценностей» провинциальной Америки XIX века, воспевал крошечные городки, фермерский труд, маленькие магазинчики, семейные праздники и ежегодные ярмарки.

В работах Высоцки запечатлены не реальные места – той Америки, что он писал, нет на карте. Он совмещал внутри одной композиции все, что ему нравилось – мотивы старой американской архитектуры, образы с плакатов и из книг, случайно увиденные на барахолке орнаменты старинных покрывал и замеченный из окна поезда ландшафт… Огромное количество деталей, каждая из которых имеет значение, заставляет зрителя вновь и вновь возвращаться к работам – потому-то Высоцки и стал так популярен в США. Кроме того, он создал идеальное прошлое Америки – прошлое, в котором хотелось бы жить.

Идиллический образ американской глубинки.

Идиллический образ американской глубинки.


Постепенно Высоцки сформировал свои творческие методы, отшлифовал свой стиль. Выверенность композиции достигалась особым методом, напоминающим коллажирование. Высоцки рисовал фрагменты композиции на папиросной бумаге и перемещал, перекладывал их различным образом, чтобы достичь необходимого результата. На это могли уходить недели – он всегда оставался не вполне доволен тем, что выходило в итоге. Но иногда каждый элемент сразу оказывался на своем месте – и тогда происходило чудо.

В работах Высоцки - множество деталей.

В работах Высоцки - множество деталей.


Суровый протестантский быт Новой Англии обладал для Чарльза и Элизабет особым очарованием. Они оба любили тишину и спокойствие, маленькие компании и уютные посиделки у камина предпочитали шумным вечеринкам, не стремились ни к славе, ни к накопительству, умели радоваться мелочам. Они мечтали жить в прошлом, а не стремиться навстречу индустриальному веку с его высокоскоростным транспортом, вездесущим пластиком и стремительно растущими монстрами-мегаполисами.

Высоцки очень любил и часто писал кошек.

Высоцки очень любил и часто писал кошек.


В поисках тишины художники перебрались в горы Сан-Бернардино и обосновались там. У них родилось трое детей, старший из которых занимается сохранением и популяризацией их творческого наследия. Дом Высоцки стал их главным произведением искусства. Он был наполнен десятками красивых антикварных бутылок (коллекция Элизабет), всяческой керамикой и народной резьбой, кружевами, западной бронзой, картинами, старинными артефактами, сухими цветами, корзинами… Стены они расписали сами, сами соткали половики и сшили покрывала… Но настоящими хозяевами дома были кошки – целых шесть. Кошки, особенно рыжие, не такие очеловеченные, как, например, у Уэйна, но весьма себе на уме, населяют картины Чарльза.

Кошки Чарльза Высоцки в духе примитивизма.

Кошки Чарльза Высоцки в духе примитивизма.


Чарльз Высоцки умер в 2002 году. Сегодня его работы находятся в частных коллекциях, а еще – воспроизводятся как постеры и принты, не теряя своей популярности.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








7277
28.02.2020 20:01
В закладки
Версия для печати




Смотрите также