Живопись   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 1
+1
-1 0
Арт    





Каспар Давид Фридрих - один из ведущих деятелей немецкого романтического движения. Его таинственные, атмосферные пейзажи и морские пейзажи провозглашали человеческую беспомощность против сил природы и сделали многое для того, чтобы утвердить идею Возвышенного как центральную проблему романтизма.


Портрет художника. Каспар Давид Фридрих

Портрет художника. Каспар Давид Фридрих


Семейная драма


Человеческая беспомощность и меланхолия, высокие чувства героя на картинах вызваны печальными событиями в жизни самого художника. По стечению обстоятельств Фридрих очень рано познал смерть: его мать, Софи Доротея Бехли, умерла в 1781 году, когда Каспару было всего семь лет. В возрасте тринадцати лет Каспар Давид стал свидетелем того, как его брат Иоганн Кристоффер провалился сквозь лед замерзшего озера и утонул. По некоторым сведениям, Иоганн Кристоффер скончался, пытаясь спасти Каспара Давида, который также чуть было не утонул. Его сестра Елизавета умерла в 1782 году, а вторая сестра, Мария, умерла от тифа в 1791 году. Печальные обстоятельства с близкими, а также погружение самого художника в духовную и мистическую поэзию, повлияли на его творчество и послужили основой для утверждения Каспара Давида Фридриха в лидеры немецкого романтизма.

«Этапы жизни»— аллегорическая картина немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха, написанная в 1835 году.

«Этапы жизни»— аллегорическая картина немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха, написанная в 1835 году.


«Крест в горах»


Первая крупная картина Фридриха появилась в возрасте 34 лет - «Крест в горах». Небо, наполненное облаками, окрашено в оттенки красного, розового и фиолетового, которые переходят от темного к светлому сверху вниз. Лучи солнца исходят из далекого, невидимого горизонта. На раме (сделанном Карлом Куном по эскизу самого Фридриха) изображены различные христианские символы, в том числе головы пяти маленьких ангелов, звезда, виноград и виноградная лоза, кукуруза и глаз Бога (пшеница и виноград в нижней части рамы являются атрибутами евхаристии, а пальмовые листья в верхней части означают победу Христа над смертью (пальмовыми ветвями встречал Христа народ Иерусалима). Лучистое божественное око на фоне треугольника - символ святой Троицы. Эта картина была выставлена в 1808 году и получила большую огласку, т.к. впервые в христианском искусстве чистый пейзаж стал алтарным панно.

Критики утверждали, что пейзаж не может функционировать как алтарь. На нем изображен распятый Христос в профиль на вершине горы Голгофы, один, в окружении природы. Крест является самой высокой точкой композиции, но рассматривается наискось и на расстоянии. Гора символизирует непоколебимую веру, а ели - надежду («Крест стоит на скале, такой же непоколебимой, как наша вера в Иисуса Христа. Елки растут вокруг креста, вечнозеленые и вечные, как надежда людей в Него, распятого Христа»). На вызванные споры о картине, Каспару пришлось написать комментарий к защите своей работе, где он сравнил лучи вечернего солнца со светом Святого Отца. То, что солнце садится, говорит о том, что время, когда Бог открывает себя непосредственно человеку, прошло. Письменная интерпретация Фридрихом его собственной работы была первой и последней в своем роде.

Это была революционная реинтерпретация жанра пейзажной живописи, придающая ему новый уровень потенциальной значимость. Главная идея картины Фридриха в то, что божественность Бога лучше всего проявляется в природе. На этих ранних картинах Фридрих поддерживал романтические идеалы, в том числе духовный потенциал искусства и выражение религиозных чувств через силу природы.

Символика картины «Крест в горах»

Символика картины «Крест в горах»


Помимо отображения взаимосвязи «человеческое-божественное», в работах Каспара Давида есть и политические мотивы. До падения империи Наполеона в 1815 году многие из современников Фридриха интерпретировали его картины через призму политического самоопределения и культурного наследия, полагая, что они обещают народу будущую независимость от иностранного вмешательства.

Брак и трансформации в творчестве



Несмотря на репутацию одинокого человека, который однажды заявил: «Чтобы не ненавидеть людей, я должен избегать их компании», брак с Кэролайн Боммер в 1818 году и в последующем рождение трех детей внесли свои коррективы в сплошь меланхоличное настроение художника: его полотна стали легкомысленнее и свежее. Женские фигуры появляются в его работах, палитра становится ярче, а доминирующая симметрия и строгость уменьшаются. Картина «Меловые скалы на острове Рюген», написанная после медового месяца, является прекрасным образцом трансформации в творчестве Каспара Давида.

«Меловые скалы на острове Рюген»

«Меловые скалы на острове Рюген»


Впервые герои картин этого мастера повернуты к зрителю не спиной, рассматривают бескрайнее море. Впервые сломлен устоявшийся мотив одинокого человека: он начал изображать свою жену в некоторых работах и иногда изображать пару.

Ключевые идеи в творчестве

Исходя из анализа его творческого пути можно выделить ряд ключевых идей:
⦁ Глубоко психологические пейзажи Фридриха, которые часто толкают зрителя в дебри природы, создают эмоциональную связь со зрителем. Эта эклектика духовного и природного подарило художнику успех.

⦁ Несмотря на многочисленные споры во взаимосвязи религии и пейзажей Фридриха, художник утверждал, что его работы всегда дают возможность зрителям созерцать присутствие Бога в мире. Используя драматические перспективы и туманные просторы, которые затмевали любые фигуры, Фридрих призвал зрителя принять удивительную силу природы в качестве доказательства божественного духа.

⦁ Отказавшись от живописных традиций и канонов пейзажной живописи, Фридрих воспевал романтические мотивы. Через его чувствительные изображения тумана, тьмы и света художник передал бесконечную силу природного царства как напоминание о хрупкости человеческого бытия.

⦁ Тонкая цветовая палитра Фридриха и акцент на свет часто создавали всепоглощающее чувство пустоты. Визуальный минимализм был настолько необычен, что его зрители часто путались облака с волнами, а воду с небом (по слухам, одна группа любителей искусства, посетившая его мастерскую, смотрела на мольберт с ног на голову). Приглушенный цвет и простота композиций передают глубокие идеи художника.

Автор: Djamilya Art

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







2501
28.08.2019 21:19
В закладки
Версия для печати




Смотрите также