История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Татуировка была и остается спорной темой в контексте изобразительного нательного искусства. Кто-то называет наличие подкожных рисунков антиэстетикой, другие ассоциируют татуировки с частью тюремной субкультуры. Но есть и те, кто закладывает расходы на оплату тату-сервиса в регулярный бюджет. Вопрос не во вкусах и оценках, а в исторических фактах. В разные периоды татуировка менялась от каторжной к дворянской. В какой-то момент вводить краску под кожу запрещалось религиозными канонами. А уже через время внушительная татуировка украшала тело самого русского императора.


Неподтвержденные свидетельства о татуированных русах

«Адамова голова» Анненкова. /Фото: pbs.twimg.com

«Адамова голова» Анненкова. /Фото: pbs.twimg.com


Достоверно установленных фактов традиционного украшения тел татуировками в среде славянских племён нет. В некоторых источниках приводится единственное свидетельство в виде заметок некоего арабского путешественника по имени Ибн Фадлан. В 921—922 годах он якобы посещал Волжскую Булгарию. Тогда, по его же утверждениям, чужеземец и встретил торговцев-русов, оставив заметки. В частности, он утверждал, что люди эти от шеи до кончиков пальцев состояли из накожных изображений в виде деревьев, природных тел, животных.

Информация, конечно, наталкивает на размышления, но автор не уточняет, что видел именно татуировки, а не просто рисунки. Да и, по мнению отдельных историков, детали и виражи повествования Ибн Фадлана дают повод усомниться, что речь именно о славянах Древней Руси. Не прослеживается в письменных источниках славянских тату-традиций и в более поздние периоды.

Приход татуировки в Россию с клеймением

Орудия клеймения. /Фото: novate.ru

Орудия клеймения. /Фото: novate.ru


Что-то отдалённо схожее с татуировками наметилось в России лишь с приходом 18 века. С этого времени особенно распространенным становится клеймение арестованных преступников. Когда-то это делалось предельно просто: металлическое клеймо раскалялось до красноты, и на открытом участке человеческого тела выжигались определенные знаки или слова (подобно тавро на скотине).

С новым веком процесс модернизировался. Специально изготавливалась деревянная пластина, на которую в определенном порядке устанавливались иглы. Такой незамысловатый прибор накладывался на осужденного, после чего следовал резкий удар кулаком или молотком для нанесения человеку углубленной раны. В получившиеся отверстия втирался чёрный порох, который оставался под зажившим кожным покровом. Таким нехитрым способом преступники обзавелись первыми своеобразными татуировками. Но штамповались не только воры и убийцы.

В 1712-м Петр I приказал накладывать крестоподобное клеймо рекрутам на верхние конечности, чтобы на случай дезертирства их можно было опознать. Как правило, крест располагался в основании большого пальца левой руки. Такое клеймение практиковалось до 20-х годов 18 века, вызывая негативные реакции среди населения. Православные верующие расценивали этот ритуал как “антихристову печать”.

Роль моряков в распространении тату-культуры

Моряцкие тату. /Фото: tattootoday.org

Моряцкие тату. /Фото: tattootoday.org


В 18 веке европейские христианские миссионеры направлялись в дальние уголки планеты прививать собственную веру «диким» племенам. На память о заморских путешествиях моряки обзаводились в племенных социумах татуировками. Свою лепту в расцвет искусства татуировок в европейских странах внес капитан Дж. Кук. По возвращении из очередного дальнего плавания, моряк привез с Таити как сам нарицательный термин «tattow», так и «Великого Омаи», которым являлся сплошь татуированный таитянин. Очень скоро этот необычный для европейского глаза человек стал сенсацией, являясь поистине живой тату-галереей. Наступил момент, когда ни одно популярное представление, бродячий цирк или ярмарка не обходились без программы с участием «татуированных дикарей».

Тон, заданный императорским двором 20 века

Татуировки красноармейцев в Гражданскую войну. /Фото: i.pinimg.com

Татуировки красноармейцев в Гражданскую войну. /Фото: i.pinimg.com


В 19 веке стихийности набирает мода на татуировки среди прогрессивной знати. Наиболее показательно будет вспомнить выбитого дракона Николая II, которого он не только не скрывал, но и намеренно выставлял на обозрение. Татуировка появилась на теле Николая в 1891 году в ходе путешествия в Японию в ранге принца. О японских татуировщиках будущий император прочитал в туристическом гиде, тут же попросив свести его с местными мастерами. Уже через сутки прибывший из Нагасаки тату-художник нанес на правое предплечье российского цесаревича рисунок. Процесс не останавливался на протяжении семи часов. А за десятилетие до этого похожий дракон в японской поездке появился на теле короля Георга V - как близнеца похожего на последнего русского монарха его двоюродного брата.

Еще большего охвата татуировка достигла с приходом в Россию Гражданской войны. Сам по себе характер войны заставлял людей максимально радикально выражать свои идеи. Среди красноармейских бойцов популярным стало изображение на левой руке пятиконечной звезды, как нового символа новой советской республики. Массовое использование звездного мотива объяснялось не только идеологической составляющей в духе времени, но и простотой исполнения. Набить незамысловатый контур представлялось возможным даже новичку. Более сложной в плане техники нанесения была татуировка, изображающая всадника в буденовке, с саблей в одной руке и большим красным знаменем с гербом РСФСР в другой.

Рисунки на коже военнослужащие делали, что называется, на ходу, отдыхая между схватками. Существовали и поверья о фарте определенных символов в бою. Так, по убеждения солдат удачу в бою приносили изображения подков и икон. Бытовала в армейской тату-культуре наколка «Адамова голова» – метафоричное изображение черепа с перекрещенными через него костями. Причем, этот символ пользовался спросом у противника большевиков. Например, находясь на территории Китая «адамову голову» нанес на себя известный генерал из белых Борис Анненков. Череп с костями сделался символом всего его подразделения.

Современные знаменитости также очень любят татуировки. Вот только некоторые из них их прячут, не желая делать достоянием гласности.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








7244
28.11.2020 16:04
В закладки
Версия для печати




Смотрите также