История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



В наши дни молодые люди уже не воспринимают обращение “мужик” как комплимент. Это слово, обычно используемое для описания взрослого мужчины, стало считаться грубым и неуместным по отношению к молодым людям. Обычно “мужиком” называют мужчину, который перешагнул рубеж сорокалетия. А раньше даже молодые люди, соответствовавшие некоторым правовым и социальным характеристикам, звались “мужиками”.

"Мужик" — не просто слово, а символ взросления


Девушку, заботящуюся о малышах, называли пестуньей./ Фото: https://cdn.regnum.ru/

Девушку, заботящуюся о малышах, называли пестуньей./ Фото: https://cdn.regnum.ru/

С древности человеческий жизненный путь воспринимался как круг, где начало и конец объединяются в единую точку. Чтобы сменить возрастную категорию, индивид должен был пройти специфический обряд инициации, характерный для общества, где он существовал. Постепенно эти традиции постепенно отошли на второй план, хотя некоторые их элементы всё же остались. Например, современная молодежь с нетерпением ожидает момента достижения совершеннолетия, который символизирует обретение статуса взрослого. Для сельского жителя в древней Руси это было связано со становлением “мужиком”.

Исследователи подчеркивают, что традиционная культура Руси не имела четко оформленных обрядов инициации, за редким исключением, но использовала определенные термины по отношению к возрасту, отличающиеся от современных. Маленький реьенок получал прозвище “кувятка” или “слюдяник”, в то время как подросших мальчиков и девочек называли “недорослями” и “ярицами”. Постепенно взрослея, дети активно вовлекались в дела взрослых. Сына, который мог самостоятельно возделывать землю, называли “борнаволок”, а дочь, заботившуюся о малышах — “пестуньей”.

В момент, когда родители приступали к поиску женихов и невест для своих детей, те получали статус “парня” и “девушки”. Брак являлся и является своеобразным переходом к взрослой жизни. Многие ученые отмечают, что между свадебными и похоронными обрядами в русской культуре существует значительное сходство: молодые будто прощаются с прежней жизнью и начинают новую жизнь вместе. Несмотря на то, что формально крестьянин приобретал статус “мужика” на следующий день после заключения брака, в первые годы после свадьбы его называли “молодым”. Полноценным «мужиком» он становился лишь спустя год, а его супруга в представлении общества превращалась в “бабу”.

"Молодые" — период адаптации к новой жизни


Крестьянин  становился взрослым после женитьбы и приобретения собственного хозяйства./ Фото: https://i0.wp.com/

Крестьянин становился взрослым после женитьбы и приобретения собственного хозяйства./ Фото: https://i0.wp.com/


Переход от жизни в родном доме к независимому существованию не происходил резко. Сначала молодые могли посещать сельские вечера и развлекаться на праздниках в компании неженатых друзей. Однако с появлением детей их образ жизни претерпевал значительные изменения. Молодая супруга полностью погружалась в заботы о малыше и домашние дела, в то время как новоиспеченный муж становился основным кормильцем семьи.

Изменение роли в обществе отражалось на социальном статусе человека. При этом возраст не играл решающей роли. Например, 22-летний неженатый крестьянин считался “парнем”, в то время как 17-летний отец семьи уже воспринимался как “мужик”.

Традиционная русская культура не имела четких границ между возрастными категориями. “Мужик” не становился “стариком” мгновенно, и “баба” не превращалась в “старуху” в одночасье. Переход от одного социального статуса к другому происходил постепенно.

Независимость от родителей в материальном плане также выделяла "мужика" среди "парней". Крестьянин становился взрослым не только с женитьбой и рождением детей, но и с приобретением собственного хозяйства, отсоединившись от родной семьи и получив землю в свое распоряжение. Для этого он в первую очередь должен был заключить брак.

Неженатые крестьяне не имели значимого положения в обществе и не принимали участия в обсуждении семейных и общинных вопросов. Холостой крестьянин или незамужняя крестьянка не могли рассчитывать на получение земельного надела, который являлся основным источником существования. Без земли не было возможности платить налоги и исполнять обязательства, что исключало получение любых прав.

Таким образом, после брака юноша изменял правовой статус и становился "мужиком". Инчаче был риск остаться "вечным ребенком", проживая у родителей и не имея возможности вести самостоятельное хозяйство или зарабатывать на жизнь.

В 11-13 веках браки заключались значительно раньше, недели сегодня. Основным фактором в данном процессе являлся экономико-правовой статус, и молодожены не могли быть независимыми, оставаясь в родительском доме.
Киевский митрополит Фотий, возглавлявший Русскую православную церковь в начале 15 века, в одном из своих посланий новгородцам предостерег от выдачи замуж девочек младше двенадцати лет. Это указывает на то, что браки часто заключались еще в более раннем возрасте. Учитывая, что женихи, как правило, были старше невест на 1-3 года, к 15-16 годам многие молодые люди уже были женаты.

С ходом времени изменились возрастные рамки для молодоженов. В 19 веке девушки выходили замуж в 16-17 лет, а молодые люди обычно женились после 18 лет. Тем не менее, двадцатилетняя невеста считалась "засидевшейся в девках", а двадцатипятилетний жених — "холостяком закоренелым".


"Мужик" в народных сказках как метафора инициации


В сказках  завуалированно отражается взросление персонажа.

В сказках завуалированно отражается взросление персонажа.


В волшебных сказках русской народной культуры можно увидеть отголоски древних обрядов инициации, хотя в жизни они не имели явно выраженной формы. Дети, слушая истории об Иванушке или Василисе, бессознательно усваивают этапы взросления, отраженные в сказках: отделение от родительского дома, проверка на самостоятельность, поиск своего пути и любимого человека, достижение счастья.

Завершающаяся посвящением героя инициация свидетельствует о радикальном преобразовании его духовного и социального статуса. Герой обретает готовность к семейной и общественной жизни, он постигает ценности жизни и узнает себя.
Чтобы стать “мужиком”, Иванушка должен был пройти через испытания, получив ценный жизненный опыт. В сказках этот опыт символизируют молодильные яблоки, Жар-птица, живая вода, золотой олень и другие мистические предметы.

Неженатые крестьяне не могли достичь значимого положения в обществе:
Что грозило холостым мужчинам и незамужним женщинам в старые времена.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1483
29.09.2024 18:05
В закладки
Версия для печати




Смотрите также