Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
-1
-1 2
Арт    

«Уж замуж невтерпёж»: Печальные невесты на картинах русских живописцев.

«Уж замуж невтерпёж»: Печальные невесты на картинах русских живописцев.

Свадьба - одно из наиважнейших событий в жизни каждого человека. И художники, конечно, не могли обойти вниманием эту обширную тему. На картинах русских живописцев XIX века отражены брачные традиции и тенденции того времени, события, с которыми были связаны свадьбы.


«Неравный брак» и «Прерванное венчание» Василия Пукирева


Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым. Славе полотна способствовали и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор.

«Неравный брак». Художник Василий Пукирев.

«Неравный брак». Художник Василий Пукирев.


В любом случае, в этом варианте, лицо невесты, как и положено по старым русским традициям, печально, а взор опущен «к долу». На лице написаны грустные думы перед неизвестным будущим брака. На мой взгляд, невеста расстраивается из-за жениха довольно зря: у него не будет ничего такого, чего бы ей пришлось бояться. А вот она и ее семья будут в достатке, и она сможет еще долгое время до наступления возраста своей зрелости позволить себе читать романы, наслаждаться своей трагичностью и никогда не нужно будет трудить руки до крови, драя полы или стирая одежду, чтобы прокормить мужа-свободного художника и их несчастных обездоленных детей.

«Прерванное венчание». Художник Василий Пукирев.

«Прерванное венчание». Художник Василий Пукирев.


Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец».

«Прерванное обручение» Адриана Волкова

«Прерванное обручение». Художник Адриан Волков.

«Прерванное обручение». Художник Адриан Волков.

В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности - в постановках Осровского. На этой картине изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках! Вот это скандал…

Эскиз картины «Прерванное обручение» Адриана Волкова.

Эскиз картины «Прерванное обручение» Адриана Волкова.


По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание. В принципе, это довольно реалистичный сюжет, поскольку охотников удачно жениться на богатой невесте было достаточно много. Особенно аферистам облегчал задачу тот факт, что в Российской империи не существовало единого электронного документооборота, а иногда и бумажного – тоже, поскольку документы часто сгорали или терялись, да и в огромной стране было тяжело проследить за тем, кто с кем и сколько раз женился с одного края империи в другой.

«Сватовство майора» Павла Федотова

Картина «Сватовство майора» является наиболее известным полотном русского художника Павла Андреевича Федотова. Сюжет ее тесно связан с реальными историями того времени.

«Сватовство майора». Художник Павел Федотов.

«Сватовство майора». Художник Павел Федотов.


На Руси издавна было принято давать приданое, как за невестами знатного рода, так и за простолюдинками. Еще в XVII веке знаменитый «Домострой» советовал запасать приданое год за годом с самого рождения девочки, чтобы не пришлось потом все необходимое покупать одномоментно, входя в большие расходы.

Павел Андреевич Федотов. Сватовство майора (фрагмент).

Павел Андреевич Федотов. Сватовство майора (фрагмент).


Кропотливым сбором приданного для многочисленных царских дочерей занималась супруга императора Павла I, Мария Федоровна. Ежегодно из казны откладывалось по 30 тысяч рублей. В 1840 г. эта традиция упрочилась созданием особого фонда, в который ежемесячно выделялось 50 тысяч рублей.
Таким образом, полотно рассказывает нам о простой «продаже» девушки, которую воспитывали, наряжали, давали ей образование только для того, чтобы потом выгодно с пользой для себя выдать замуж. Мы понимаем, что при подобном подходе человек превращается в вещь. Вспомним слова знаменитой бесприданницы Н.А. Островского Ларисы: «Я – вещь, красивая игрушка». Вещь, которую можно при желании продать и получить с ее продажи выгоду.

Павел Андреевич Федотов. Сватовство майора (фрагмент).

Павел Андреевич Федотов. Сватовство майора (фрагмент).


Современники встретили картину с одобрением, о ней писали ведущие газеты Петербурга, указывая на подобные свадебные сделки как на позорное пятно на нравах своего времени
Часто обедневшие дворяне стремились заключить брак с дочерьми купцов, который позволял им получить богатое приданое. Таким образом, они обменивали свою знатность на золото, купцы же получали хорошие связи и родовитость для своих внуков. Естественно, что ни о какой любви речь не шла, ее не было ни с одной, ни с другой стороны.

«К венцу (Прощание)» и «Выбор приданого» Владимира Маковского

«Выбор приданого». Художник Владимир Маковский.

«Выбор приданого». Художник Владимир Маковский.

Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся.

«К венцу (Прощание)». Художник Владимир Маковский.

«К венцу (Прощание)». Художник Владимир Маковский.


На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.

«Перед венцом» и «После венчания» Фирса Журавлева

«Перед венцом». Художник Фирс Журавлёв.

«Перед венцом». Художник Фирс Журавлёв.

Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант. В первом, из Русского музея, полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними.

«Благословение невесты». Художник Фирс Журавлёв.

«Благословение невесты». Художник Фирс Журавлёв.


Второй вариант, из Третьяковской галереи, более лаконичен и трагичен: тут дело только между отцом и дочерью. Картину называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»…

«После венчания». Художник Фирс Журавлёв.

«После венчания». Художник Фирс Журавлёв.


В более позднем полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста, конечно же, рыдает.

«В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова

«В ожидании шафера». Художник Илларион Прянишников.

«В ожидании шафера». Художник Илларион Прянишников.

Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе везде пишут полотна про несчастливых невест. В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и стало весьма модным мужчинам жениться в зрелом возрасте второй раз, откупившись как от первой старой жены (или удачно похоронив ее), так и от церкви, тема неравных браков стала весьма актуальной. Кроме того, плачущие девушки в белом на картинах просто эффектно смотрятся!

«Пока смерть не разлучит нас». Эдмунд Блэр Лейтон.

«Пока смерть не разлучит нас». Эдмунд Блэр Лейтон.


Названия картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее… Однако, не следует думать, что невесты «в те времена» были безумными в плане планирования семейной жизни и не думали о своем будущем и о будущем своих детей, желая выйти замуж и родить от сплошь арестантов-революционеров, безответственных ловеласов-сердцеедов и просто свободных художников с симпатичным лицом.

«Несчастная невеста». Художник Огюст Толмуш.

«Несчастная невеста». Художник Огюст Толмуш.


Да, достаточно закрытое воспитание, вынужденная, порой, изоляция от внешнего мира в деревнях и провинциях, обилие романтической литературы, безусловно, делали свое черное дело и, не видя того, что может случиться с женщиной при ее легкомысленном выборе, невесты, конечно, страдали.




Однако, пожив совсем немного взрослой замужней жизнью, все становилось «на круги своя» и вчерашние «плакальщицы» сегодня уж с завидным рвением искали «нормального, достойного» мужа для своих дочерей. «А как же насчет изображений на картинах?», - спросите вы… Ну, искусство на то и искусство, чтобы поражать, восхищать и растрогать. Людям нужно хлеба и зрелищ, а художникам – хлеба и слава, поэтому при удачном нахождении компромисса все остаются довольны.

«Свадьба в тюрьме» Николая Матвеева

«Свадьба в тюрьме». Художник Николай Матвеев.

«Свадьба в тюрьме». Художник Николай Матвеев.

Одним из аспектов отличия русской живописи от европейской было небывало прогрессивное отношение (существование прогрессивности как факта – уже небывало для славянской культуры;) к многочисленным политарестантам. Ведь они боролись с царским режимом путем террора, овеянные ореолом героизма, и ими восхищались и сочувствовали все подвижники и интеллигенты страны.

Отсюда и такие доброжелательно идеализированные тюремные сюжеты, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного. Невеста не в белом, лицо ее одухотворенно осознанием собственной романтичной жертвенности и бескорыстия, ведь теперь ей намного легче будет получать разрешение на свидание, ведь они уже семья и можно будет зачать еще поколение арестантов – героев – террористов, продолжить, так сказать, славный достойный род.

«Венчание Николая II и Александры Федоровны» Лаурица Туксена и Ильи Репина

«Венчание Николая II и Александры Федоровны». Художники Лауриц Туксен и Илья Репин.

«Венчание Николая II и Александры Федоровны». Художники Лауриц Туксен и Илья Репин.

Невеста на этих картинах — гессенская принцесса Алиса, в православии — Александра Федоровна, и, конечно, она совсем не печальна. Наоборот, - она торжествует. Конечно, всего через пять лет ожидания, она выходит замуж не за какого-нибудь профессионального игрока в Варкрафт или бродячего музыканта, а за самого российского императора самой большой в мире по территории империи. Несмотря на тайную любовь императора к балерине, несмотря на несговорчивость родственников с обеих сторон, которые все не могли придти к согласию и миру.

Этому браку было положено скрепить союз двух держав и подарить империи здоровых наследников. Но мы-то знаем, что эта свадьба — самая печальная из всех, поскольку не придумана живописцем, а произошла на самом деле. Семейное счастье закончится крахом ожидания любви, крахом целой страны и, в конце концов, безвременной смертью.

Совсем другими были свадьбы 1980-х. Как вступали в брак звёзды советского рока можно увидеть на фотографиях, дошедших до нас с того самого времени.



Текст: Мария Бортновская

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








65760
29.12.2017 20:34
В закладки
Версия для печати

Комментарии

  • Emma Thompson 6.01.2018 21:39    

    Не факты, а домыслы автора.

  • Sofia Bagdasarova 9.09.2018 18:57    

    Автор этой статьи не "Мария Бортновская", а я, Софья Багдасарова.
    Статья написана мной для портала минкульта культура.рф, и беспардонно украдена
    culture.ru/materials/128761/pechalnye-nevesty-v-russkoi-zhivopisi

  • Лариса Сергеева 23.06.2022 20:02    

    "Разглядываем картины вместе с Софьей Багдасаровой..." - называлась эта статья.
    Нарушение авторских прав!!!

  • Татьяна Устинова 23.09.2018 21:34    

    Уж не знаю, кто тут автор, но статья явно написана в духе сегодняшней "моды" выходить замуж за известных людей значительно старше себя. Особенно это заметно в комментариях к картине В.Пукирева "Неравный брак". только автор забывает, что это ТЕПЕРЕШНИЕ жены старых мужей выходят на телевидение, отбирают сбережения и квартиры... Участь молодых жен старых мужей 19 века была несколько иная: сидение взаперти за рукоделием, уход за подагрическим (а потому весьма раздражительным) стариком, полное отсутствие выездов и прогулок, полное отсутствие общения со своими ровесниками, попреки за бедность и (да-да) вынужденность терпеть "супружеский долг". А при плохом характере мужа еще и побои за мнимое кокетство. И не факт, что после смерти мужа жена станет свободной и богатой, ибо есть родственники мужа и вполне может быть дети от прежних браков.
    А женщине, "бьющейся за авторство", хотелось бы заметить: если уж употребляете устаревшие выражения, то хотя бы посмотрите, что они значат. Взгляд в церкви не может быть "в дол". Могут быть глаза "долУ", т.е. вниз. А дол - это яма, низина ("Там лес и дол видений полны..." А.С Пушкин). И, кстати, драматург А.Н.ОсТровский






Смотрите также