Лидер русского авангарда и абстрактного искусства Михаил Ларионов и двоюродная правнучка пушкинской Натальи Гончаровой, носящая такое же имя, встретились в ранней юности и не расставались на протяжении шестидесяти лет, однако оформили свой брак только спустя полвека. Их жизнь прошла в бедности, вдали от родины, хотя их картины стоили миллионы, и они своим творчеством изменили ход мирового искусства ХХ века, получив всемирную известность.
Знакомство Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова
Наталья Гончарова родилась в 1881 году, в имении Ладыжино Тульской губернии, в семье архитектора, принадлежавшего к старинному дворянскому роду Гончаровых. Она являлась двоюродной правнучкой своей знаменитой тезки. Окончив женскую гимназию, Наталья Гончарова поступила в Московское училище живописи на отделение скульптуры, где познакомилась со спутником своей дальнейшей жизни Михаилом Ларионовым.
Михаил был сыном военного фельдшера, родился в Тирасполе, а позднее переехав с семьей в Москву, поступил в то же училище, что и Наталья, обучался у известных художников Исаака Левитана и Валентина Серова.
Так сошлись их пути, чтобы уже никогда не расходиться. Михаил хоть и был ровесником Натальи, но уже активно участвовал в художественной жизни столицы, выставлял свои картины, был вхож в высшие творческие круги. Он оказал огромное влияние на ее творчество, убедив молодую девушку, что ее призвание не в скульптуре, а в живописи.
Под его руководством Наталья начала создавать свои первые картины, он организовал первую выставку ее работ. В дореволюционной Москве женщин-художниц было немного, при этом им нужно было обладать настоящим талантом и проявлять немало смелости, чтобы добиться признания.
Группа московских художников. Михаил Ларионов первый слева, Наталья Гончарова в центре / Фото: artchive.ru
Родители Натальи были против их отношений, им не нравился этот начинающий художник, который был высокого мнения о себе, вечно суетился, что-то доказывал и оказывался в центре различных событий, пахнущих скандалом. После того как Ларионов устроил скандальную выставку своих рисунков, за которую на четыре года был исключен из училища, они категорически запретили дочери с ним встречаться.
Гостеприимный московский дом и бурная юность
Дом Гончаровых в Трехпрудном переулке в Москве
После конфликта с родителями Наталья уходит из дома. Они с Ларионовым снимают отдельную квартиру, поселяются вместе и полностью погружаются в творчество. Они не стали связывать себя узами брака, предпочитая оставаться свободными художниками, причем на лето даже разъезжались, чтобы творить независимо друг от друга. Ларионов отправлялся в родной Тирасполь, где рисовал свои любимые тираспольские сады, Наталья посещала Париж, где работала над сценографией для театральных постановок и писала картины с натурщиц.
Потом они возвращались в свою уютную московскую квартиру, где делились впечатлениями, обсуждали свои работы и принимали гостей. Несмотря на свою отстраненность от бытовых проблем, Наталья была хорошей хозяйкой, пекла вкусные пироги и умела красиво накрыть стол. В их гостеприимный дом нередко заглядывали художники, писатели, поэты, частыми гостями бывали Маяковский и Кандинский.
Когда одну из картин Михаила Ларионова приобрела Третьяковская галерея, родители Натальи смирились с выбором дочери и выделили молодым людям отдельную квартиру в своем семейном доме, в Трехпрудном переулке. Трехкомнатная квартира казалась им хоромами, но теперь у каждого появилась своя комната для творчества и общая комната для приема гостей.
В 1910 году в Москве проходит персональная выставка Натальи Гончаровой, на которой она выставляет два десятка картин, в том числе «Натурщицу», за которую ее обвиняют в кощунстве и распространении порнографии, а картины конфискуют. Наталья подает в суд. Суд выносит оправдательный приговор, но отношение к ней властей уже меняется, ее творчество попадает под тщательную цензуру, и вскоре ее картины вновь снимаются с выставки за «несоответствие нормам морали».
К тому времени Михаил Ларионов увлекся теорией лучизма, приняв за основу утверждение физиков, что человек не видит самих предметов, а видит только отраженные от этих предметов лучи. Он понял эту теорию буквально и начал писать «лучистые картины», которые стали прообразом абстрактной живописи.
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова после акции с разрисованными лицами / Фото: oppopart.com
В пику властям Гончарова с Ларионовым совершают беспрецедентную акцию - прогулку по Москве с разрисованными лицами, а потом снимаются в футуристическом немом фильме «Драма в кабаре № 13», в котором Наталья появляется на руках у Ларионова с обнаженной грудью и расписанным красками лицом, что провоцирует очередной скандал в художественных кругах.
Недолгая поездка в Париж, растянувшаяся на всю оставшуюся жизнь
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова во время работы над оформлением балета «Золотой петушок», мастерские Большого театра / Фото: artchive.ru
Скандальная слава только добавляла популярности Михаилу Ларионову и Наталье Гончаровой, и в 1915 году они получают приглашение от известного театрального мецената Сергея Дягилева поработать в качестве художников для театральных постановок «Русские сезоны», которые планировались в Парижской опере. Художники переезжают в Париж, уверенные, что это будет недолгая поездка. Все их вещи, картины и творческий архив они оставляют дома, в Трехпрудном переулке. Они даже не догадываются, что больше никогда не увидят свой дом.
«Русские сезоны» в Париже принесли художникам мировую славу, их принимали в высших кругах европейского общества, с ними искали знакомства самые авангардные художники того времени, в Париже с успехом проходили их персональные выставки. Будучи в Париже, Гончарова занялась новыми постановками, а Ларионов увлекся хореографией и начал принимать активное участие в подготовке нового балетного репертуара. Дягилев даже поручил ему занятия с молодыми хореографами, которые под руководством авангардного художника становились «звездами» мирового балета.
Вместе с Дягилевым они путешествовали по Европе, сопровождали балетную труппу в Италию, затем в Испанию, где Наталья написала цикл своих картин на испанские мотивы. Она была универсальным художником, открыто и без ограничений создающим различные формы искусства.
Осенью 1917 года Ларионов и Гончарова планировали вернуться в Россию, но Октябрьская революция и получаемые из дома неутешительные новости помешали их планам. Они решают остаться в Париже, чтобы переждать тяжелые времена, и снимают недорогую квартиру на берегу Сены.
Автопортрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова / Фото: rusmuseumvrm.ru
В то время они не были бедными людьми, но обзаводиться собственным жильем не стали, надеясь, что скоро смогут вернуться в свой московский дом. Они не предполагали, что в этой парижской квартире им придется провести всю оставшуюся жизнь. А московский дом Гончаровых в Трехпрудном вскоре был национализирован, все имущество было разграблено, а картины удалось спрятать друзьям и позднее частями переправить во Францию.
Виражи судьбы эпатажных художников-авангардистов
Леонид Мясин, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Игорь Стравинский, Леон Бакст в Париже / Фото: oppopart.com
Ларионов и Гончарова быстро вошли в круг парижской богемы, но новая жизнь внесла в их судьбу значительные изменения. Михаил начал увлекаться балеринами, а Наталья завязала романтические отношения с русским эмигрантом Орестом Розенфельдом, который работал в Париже адвокатом и издавал собственную газету. Он был верным другом их семьи и в тяжелые времена помогал обоим художникам.
Эти времена настали, когда умер Сергей Дягилев и грянул мировой кризис, картины перестали продаваться, а больших сбережений у художников не было. Приходилось на всем экономить и довольствоваться случайными заработками, занимаясь оформлением ресторанов, делая рисунки одежды для дома мод и даже перепродавая иконы.
Вскоре у Михаила Ларионова тоже появилась возлюбленная - Александра Томилина, Сашенька. Она работала в библиотеке, после их знакомства стала личным секретарем художника и сняла квартиру в их доме. Ларионов стал проводить у Томилиной много времени, сначала под предлогом работы, а потом не скрывая своих отношений.
Наталья и Михаил всегда с уважением относились к личной жизни и независимости друг друга, до конца дней оставаясь верными друзьями и соратниками в творчестве. Они часто проводили время все вместе, каждый со своим партнером, и даже иногда отправлялись вчетвером в отпуск.
Михаил Ларионов и Александра Томилина
Когда началась Вторая мировая война, Орест Розенфельд оказался в концлагере, и Наталья спасла ему жизнь, написав объяснительную нацистским властям, в которой утверждала, что он не еврей, поскольку его отец в царской России занимал должность, которую по закону не могли занимать лица еврейской национальности. После освобождения Розенфельд эмигрировал в США, где сделал блестящую карьеру в политике.
В годы оккупации художники выжили только благодаря Сашеньке, которой удавалось добывать продукты и кормить всю семью, но тяготы войны сильно сказались на их здоровье.
Любовь на троих и посмертная месть соперницы
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова со своими работами / Фото: oppopart.com
Вскоре Михаил тяжело заболел, перенес инсульт, у него была парализована правая рука, и он больше не мог писать картины. Наталья вместе с Сашенькой ухаживала за больным Михаилом, помогала ему разрабатывать руку, учила рисовать левой рукой. Несмотря на проблемы с собственным здоровьем, она много работала, занималась оформлением интерьеров, разрабатывала декорации и костюмы для театра и балета, писала картины.
Уже в ту пору их картины начали высоко цениться на Западе, но Ларионов и Гончарова редко их продавали, хотя по-прежнему жили в бедности. Они мечтали, чтобы все их произведения вернулись на родину. Детей у них не было, и чтобы стать наследниками творчества друг друга, через 55 лет после начала совместной жизни они узаконили свои отношения, хотя Сашенька по-прежнему оставалась членом их семьи и фактически одна вела хозяйство. Ее они называли «наш добрый ангел».
За год до смерти Натальи супруги написали письмо в Союз художников СССР, попросив организовать доставку на родину своих картин и большого художественного архива, включавшего антикварные книги, гравюры, письма Дягилева, Маяковского, Пикассо и других великих людей, но ответа так и не дождались.
Наталья Гончарова умерла в 1962 году от рака, а тяжело больной Михаил женился на своей любовнице Александре Томилиной в надежде, что она, став единственной наследницей их художественной коллекции, выполнит его последнюю просьбу и передаст эти художественные ценности в Россию.
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова среди своих архивов в последние годы жизни / Фото:artchive.ru
Томилина пережила Ларионова на 23 года, она выполнила его последнюю просьбу, бережно сохранив все его картины, которые впоследствии передала в Третьяковку, а вот работы Натальи Гончаровой продавала. Также она уничтожила ее личную библиотеку и переписку, просто выбросив ненужные бумаги в мусорные баки. Такова была ее женская месть, хотя, согласно ее завещанию, она была похоронена в одной могиле с Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой на кладбище Иври-сюр-Сен в Париже.
О художнике с похожей судьбой, которого обожали во Франции, но не замечали в России, можно почитать в другой нашей статье.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: