+1 0
0
-1 0

Зачем каторжане Сахалине рубили туннель в скале, и Почему его называют туннелем Александра III



В конце XIX века на южном побережье Сахалина началось строительство туннеля, который силами ссыльных каторжан прокладывался вручную в скале и должен был вести к живописному мысу Жонкиер, на котором был расположен один из самых старых на острове маяков. Доступ к нему был затруднителен из-за часто сменяющихся погодных условий и чередующихся приливов и отливов, поэтому предполагалось, что туннель позволит беспрепятственно добираться к маяку в любое время. Но с расчетами не сложилось, и строительство туннеля затянулось на три года.

Как ссыльные каторжане долбили скалу вручную, но не сошлись в расчетах


Маяк на мысе Жонкиер

Маяк на мысе Жонкиер

Остров Сахалин, расположенный на Дальнем Востоке, является самым большим островом в Тихом океане, а его южный мыс Жонкиер – одним из самых красивых мест Дальнего Востока, с захватывающими дух пейзажами, уникальным растительным и животным миром. Он имеет богатую историю, которая в этих местах буквально высечена из камня, и частью ее, несомненно, является строительство туннеля имени Императора Александра III.

Туннель начали строить в 1880 году. По расчетам он должен был проходить сквозь мыс Жонкиер и облегчать сообщение между городом и маяком, расположенном на мысе, поскольку прежде, чтобы попасть на маяк, людям нередко приходилось карабкаться по отвесному утесу. Чтобы закончить его строительство быстрее, решено было вырубать проход в скале с двух сторон и двум бригадам рабочих двигаться навстречу друг другу.

Каторжники на Сахалине

Каторжники на Сахалине

Однако среди ссыльных каторжников не оказалось специалистов в строительстве, имеющих опыт прокладки туннелей, поэтому расчеты оказались неверными, два отрезка вырубленной скалы так и не сошлись в одной точке. Местная легенда гласит, что виновными объявили каторжан и приговорили их к наказанию путем нанесения двухсот ударов плетью, но поскольку их было всего двести человек, то на каждого пришлось по одному удару. Исправлять ошибки в строительстве назначили уважаемого в городе Карла Ландсберга, который также был из каторжников, но имел опыт работы в горном деле.

Место, где история высечена из камня


Вход в туннель

Вход в туннель

Строительство затянулось на долгих три года, в течение которых каторжники жили в грязных, сырых юртах, потому что для постройки казарм не хватало людей. В результате этот проект стоил многих человеческих жизней.

В 1883 году туннель был готов, хотя теперь он имел неправильную, искривленную форму, и длину 87 метров, немного большую от запланированной изначально. Внутри туннель был обит деревянными панелями, а входы в него выложены кирпичом, но он все равно был сырым, темным и неудобным для использования. Тем не менее его открытие состоялось. Поскольку это произошло в год коронации и миропомазания Александра III, туннель в честь Императора был назван его именем.

Однако спустя несколько лет через горы поверх туннеля была проложена очень удобная дорога, через которую поддерживалось сообщение с маяком, вне зависимости от приливов и отливов, и туннелем практически перестали пользоваться. В те годы там побывал Антон Павлович Чехов, который подробно описал эти места в своей книге «Остров Сахалин», назвав туннель сооружением, предназначенным для того, чтобы в нем свистел ветер и прятались беглые каторжные.

Внутри туннеля

Внутри туннеля

В 1911 году туннель попытались очистить и отремонтировать, но это не изменило ситуацию. А во время Первой и Второй мировых войн туннель Александра III и вовсе оказался заброшенным и начал постепенно разрушаться.

Как сейчас выглядит туннель Императора Александра III


Мыс Жонкиер на Сахалине

Мыс Жонкиер на Сахалине

В послевоенный период туннель на мысе Жонкиер, расположенный недалеко от города Александровска-Сахалинского и являющийся его главной достопримечательностью, окончательно пришел в упадок и стал представлять опасность для многочисленных туристов, которые отправлялись туда на экскурсии.

В 1956 году его попытались отремонтировать во второй раз, укрепили бетоном бревенчатые сваи, заменили прогнившие бревна, со стороны северного входа пристроили монолитный бетонный блок, а на южном входе сделали укрепление в виде бетонной подпорной стены.

В 1980-х годах туннель внесли в список памятников истории и культуры Сахалинского края, установили мемориальную доску, которая вскоре была украдена неизвестными лицами, а сооружение постепенно вновь пришло в аварийное состояние. Под его завалами ежегодно гибнут люди, а маяк, ради которого оно было построено, не сохранился до наших дней.

Внутри туннеля

Внутри туннеля

О том, почему Сахалин называли главной «тюремной столицей» царской России, как там жили и умирали каторжники, читайте в другой нашей статье.
0
768 просмотров
В закладки
Версия для печати