Новости

  RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal




26.08.2020 12:36
5336
«Бесы 3.0» живут в «Москва-Сити» и готовят революцию

Писатель Максим Милованов об обитателях «Москва-Сити» и третьей промышленной революции

Офисный я планктон или право имею? Таков основной месседж новой книги Максима Милованова «Бесы 3.0». Революция, которую устроили в книге внешне благополучные «белые воротнички», выглядит как-то слишком естественно, а потому очень пугающе. Аналогии с массовыми выступлениями в Белоруссии, погромами в США и прочими протестными явлениями заставляют задуматься над глубинной природой протестов, и автор раскрывает их предельно ясно.

«Революции совершают не голодающие, а недокормленные! Бесы версии 3.0, будущие революционеры и бунтари, представители так называемого «переходного поколения» уже выросли, они среди нас. Задыхаясь от бессилия на что-либо влиять вперемежку с жаждой власти и денег, они уже давно придумали философию, оправдывающую грядущий мятеж. Они лишь ждут удачного стечения обстоятельств», - утверждает автор.

Сюжет «Бесов 3.0» лихо закручен, и к автору есть много вопросов. Вопрос первый – почему «Бесы»? Ведь было такое уже у Достоевского?

М. Милованов. У каждой эпохи свои бесы. На дворе «Индустрия 3.0», поэтому современные бесы с грифом «3.0». Мотивы людей те же, что и всегда – они вечны, однако в версии «3.0» есть свои особенности. Шкала «преступления и наказания» выглядит следующим образом: в роли старухи процентщицы – банкиры и банковская система. Раскольников же разбросан по сотням тысяч офисных клерков, замученных нищетой, ипотекой, кредитами и долгами. Как только у клерков появляется реальная возможность сбросить с себя иго ростовщиков, они берутся за дело, не задумываясь о рисках и последствиях. Революция 3.0 – это восстание «белых и синих воротничков», решивших дать свой ответ на извечный вопрос: тварь ли я дрожащая… Точнее так: офисный я планктон или право имею?

Действие происходит в башнях «Москва-Сити». Почему?

М. Милованов. Деловой центр «Москва-Сити» - идеальная сцена для художественного выражения действительности. Это место, в котором классовое расслоение общества доведено до абсолюта. Некий социальный серпентарий, где рядом блеск и нищета, успех и фиаско, где платиновые апартаменты соседствуют с душными офисами, а бриллианты и «роллс-ройсы» перемешаны с купленными в кредит «ладами» и проблемами выживания от зарплаты до зарплаты. «Москва-Сити» - идеальное место рождения «Бесов 3.0», отличная площадка для первой в истории корпоративной революции.

Книга основана на личных наблюдениях жизни в «Москва-Сити». Так?

М.М. Основные персонажи практически скопированы с реальных людей. Но идея написать книгу возникла не внутри, а снаружи. Это случилось на противоположной стороне Москва-реки, за мостом Багратион, там, где расположена видовая площадка на небоскрёбы. Все началось с подслушанного разговора компании молодых людей, которые фотографировались на фоне башен и рассуждали на тему «Интересно, а что там внутри?» Тут я и задумался о странном парадоксе: несмотря на то, что комплекс «Москва-Сити» превратился в новый символ столицы, мало кто знает – как живут его обитатели? Какие бесы их одолевают?

Кстати, про одолевающих бесов! Ритуальный обряд по выбрасыванию людей из башен – это выдумка или не совсем?

М.М. Любое знаковое место имеет свою мифологию. Многие слышали про огромное количество самоубийств, совершенных на Эйфелевой башне в Париже. Ну а чем наши башни хуже? Только представьте, сколько экономических кризисов, дефолтов, банкротств, любовных драм и личных утрат переживают обитатели «Москва-Сити». Там живут и трудятся тысячи человек. Это настоящий город в городе, из которого многие не выходят годами. Ну а когда живешь и работаешь в небоскребах, то сведение счетов с жизнью имеет свою высотную специфику. Так что ритуал по сбрасыванию с «крыши мира», конечно же, авторская выдумка, но идея родилась не на пустом месте.

А почему восстал «офисный планктон»? Революция – литературная форма или предчувствие?

М.М. Предчувствие… Долго думал, как именно назвать книгу. Прикоснуться к слову «бесы» – большая ответственность. Автоматом подпадаешь под сравнение с «Бесами» Достоевского. Однако в воздухе так и тянет революционной бесовщиной, и по-другому назвать книгу невозможно. «Бесы» версии 3.0 беспощадны в своей эффективности. Когда-то на воплощение в жизнь революционных идей уходили годы, сейчас – во времена третьей промышленной революции – все в разы быстрее. Бесы версии Достоевского были лишь предвестниками революции, современные бесы не рассуждают, а делают. Вспомните, сколько раз на совещаниях вы сами выдумывали революцию? Захват рынка, победа над конкурентами, успех любой ценой! А что, если в техзадании сказано, что конкурент – не компания или корпорация, а государство!? Рано или поздно подобное ТЗ возникнет, исполнители тоже найдутся. И мой прогноз – все произойдет в ближайшем постпандемическом будущем.

Затронули вопрос пандемии. Какова ее роль в книге?

М.М. В книге есть важный эпизод, когда один из экспертов-психологов пытается объяснить причину мятежа, произошедшего в «Москва-Сити», а затем и во всей столице. Он связывает это с тем, что после пандемии у населения сформировался посттравматический синдром, в результате которого любое, даже самое небольшое ограничение прав и свобод люди воспринимают чрезмерно эмоционально, словно личное оскорбление. Сформировавшейся во время самоизоляции скрытой агрессии необходим выход. Озлобленным людям нужен лишь подходящий объект для выплеска негатива, и они его всегда находят.

В книге главный объект агрессии – банки. Почему?

М.М. Ответ на поверхности. Ответ в красивой банковской отчетности и в грустных глазах тех, кто ежемесячно оплачивает кредиты. Закредитованность населения зашкаливает. Скоро все будут должны банкам. В то же время нет ни одного человека, который бы не мечтал разом избавиться от всех долгов. И вот представьте себе ситуацию, когда группа предприимчивых людей придумывает способ, как избавить от долговой нагрузки не только себя, но и всех жителей страны. Мнимые Робин Гуды решают похоронить существующую банковскую систему, львиная часть которой сосредоточена в том самом месте, где те ежедневно трудятся – в башнях «Москва-Сити». Самый эффективный, на их взгляд, способ – революция и экспроприация под лозунгами «Долой ростовщиков!» и «Грабь награбленное!». Однако, начав играть человеческими жизнями, остановиться уже невозможно.

В книге есть интересные ассоциации с событиями 1993 года? В чем их значение?

М.М. Ассоциации с 1993-м важны. Главная героиня книги родилась в октябре 1993-го, ровно в тот самый день, когда танки расстреливали здание Дома Правительства, расположенного совсем рядом с тем местом, где в скором времени вырастут небоскребы. Данная книга о поколении, которое росло одновременно с деловым центром «Москва-Сити», ставшим для многих символом победившего капитализма, символом успеха и мечты. Книга о поколении, которое не знает, что такое социализм, коммунизм, революции и войны, но много слышало об этом, в основном из романтической ностальгии своих родителей. У «детей перестройки» в итоге сформировалось любопытное и, на мой взгляд, взрывоопасное мировоззрение – тяга к социальной справедливости и к быстрому обогащению одновременно.

То есть – революция неизбежна?

М.М. Думаю, да… Каждая из промышленных революций сопровождалась революцией настоящей, и только третья промышленная (в эпоху которой мы сейчас живем) пока что без каких-либо социальных потрясений. На пороге уже четвертая промышленная, во время которой искусственный интеллект и полная автоматизация производства окончательно вытеснят человека из большинства сфер деятельности, даже из офисов. Многие потеряют работу, испытают стресс, захотят выместить злобу за собственные неудачи на ком-то другом, более преуспевающем. Лозунг «Кто был ничем, тот станет всем» никогда не утрачивает своей актуальности. Бесы долго прячутся, но обязательно выползают наружу. Читайте книгу и сдерживайте своих бесов, если сможете!

Андрей Ведерников



Понравилась эта новость? Тогда жми:


Смотрите также




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:





Оставить комментарий





Самое интересное

Чем подкупают зрителей реалистичные картины современного импессиониста Алексея Зайцева
0
Тайный смысл песни Михаила Муромова «Яблоки на снегу» : Почему плакали зрители, когда он исполнял ее на концертах
0
10 книг, которые в увлекательной форме учат правильно говорить и писать на русском языке
0
Добрый юмор и простое человеческое тепло на позитивных картинах романтика Юрия Мацика
0
Чувственные портреты дев, написанные на сусальном золоте: Традиции иконописи на картинах Мануэля Нуньеса
0
Человек в железной маске, собачьи приюты и другое, что Пётр I застал как современник
0
Злободневные иллюстрации о суровых буднях врачей во время пандемии: Взгляд иранского карикатуриста Алиреза Пакделя
0
Украинский художник создаёт реалистичные портреты знаменитостей из еды
0
Наследники российских империй: Чем занимаются дети 7 отечественных олигархов
0
Почему самый юный защитник Брестской крепости стал уголовником: Петр Клыпа
0
200 ролей и последняя любовь 88-летнего «просто профессионала» Георгия Штиля
0
Недуги великих художников, как испытание силы духа: От чего страдали Кустодиев, Ренуар и др
0
С чем ассоциировала публика гигантские цветы художницы: Магические женственные картины Джорджии О’Кифф
0
Юмористическая классификация врачей по специализациям: Очень смешно и очень честно
0
Что рассказывают портреты о самой влиятельной королевской фаворитке XVIII века: Мадам Помпадур
1
Как сложилась жизнь 5 детей Шварценеггера, и Кого из них называют истинным наследником Терминатора
0
Звезды 2000-х: Чем сегодня занимаются и как выглядят солистки группы «Тату»
0
Почему самый молодой советский чемпион по боксу стал могильщиком на кладбище: Трагедия Вячеслава Лемешева
0
Важные детали романа «Мастер и Маргарита», которые большинство читателей просто не замечают
5
Трагическая судьба советского красавца-актера Леонида Бакштаева, главного героя фильма «Аты-баты, шли солдаты...»
0
10 известных советских актрис, которые пережили глубокие личные драмы
0
Кем стали дети короля поп-музыки Майкла Джексона: Чем они занимаются, чего добились и как выглядят
0
Как ученик Родена стал главным скульптором социалистической революции: Иван Шадр
1
2 жены-музы великого режиссера Эмиля Лотяну, которых он прославил на весь мир
0