13.09.2022 23:24
Жан-Люк Годар – это не просто режиссёр, это символ эпохи, гений кинематографа и целая история кино. Он прожил долгую, яркую и насыщенную жизнь и покинул этот мир на 92-м году жизни, однако это не может примирить с потерей ни поклонников таланта Жан-Люка Годара, ни почитателей французских фильмов во всём мире. Это он открыл Жан-Поля Бельмондо и создал фильм «На последнем дыхании», с которым навсегда вошёл в историю мирового кинематографа.
Свежий ветер французского кино
Его называют патриархом мирового кинематографа и одним из основателей французской Новой волны. Он всегда снимал кино. Свой первый фильм Жан-Люк Годар снял в 24 года, а последний вышел на экраны, когда гениальному режиссёру было уже почти 88 лет, при этом в творчестве он всегда оставался молод, дерзок, смел и свободен от любых условностей. Он всегда был новатором и хулиганом в кино, его не пугали никакие эксперименты и вдохновляло всё новое и неожиданное.
Несомненно, главными в его фильмографии навсегда останутся фильмы, которые режиссёр снял в 1960-е годы. На первом месте стоит картина «На последнем дыхании», главные роли в которой сыграли Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг. Фильм этот моментально обрёл популярность, получил приз за режиссуру на Берлинском кинофестивале и его с полным правом стали называть манифестом французской «новой волны». Он в одно мгновение вознёс режиссёра к вершинам мировой славы и навсегда вписал имя Жан-Люка Годара в историю кинематографа. И это был первый полнометражный фильм, снятый режиссёром!
Ни одну его картину нельзя назвать простой, но каждая из них – это настоящий шедевр. Режиссёр заставлял зрителей вспоминать французскую историю или обращаться к мировой культуре, он трогал за самые чувствительные струны и вызывал эмоции. Фильмы Годара и сегодня надо не исследовать, а смотреть, наслаждаясь мастерством гения и его виртуозным обращением с материалом, актёрами и восприятием.
Осознанное решение
Жан-Люк Годар с 1970-х годов проживал в Швейцарии, в стране, где законом разрешена эвтаназия, добровольный и осознанный уход из жизни. По свидетельству родных режиссёра, он не был болен. Он просто был измотан и очень устал от собственной слабости
Он скончался ранним утром в собственном доме на берегу Женевского озера в окружении близких людей. Он принял решение оставить этот мир, не желая быть обузой для тех, кого любил. Ему почему-то было очень важным сообщить о том, что он сам захотел завершить свою жизнь. По словам родственников режиссёра, он серьёзно никогда не болел, но при этом на протяжении всей своей жизни размышлял о самоубийстве. Кинокритик Жан-Люк Дуэн писал о том, что Годар был очарован идеей самоубийства, в молодости он даже постоянно носил с собой острое лезвие бритвы в бумажнике. И да, были случаи, когда он резал себе вены, но его спасали. В 2004 году Жан-Люк признался в одном из своих интервью изданию «Либерасьон», что он предпринимал после 1968 года попытку самоубийства, чтобы обратить на себя внимание.
Присутствовала тема добровольного ухода из жизни и в его фильмах. В «Нашей музыке» одна из героинь произносит цитату Альбера Камю из «Мифа о Сизифе»: «Есть только одна действительно серьезная философская проблема: самоубийство». Это волновало режиссёра, не давало ему покоя. Он бережно хранил книгу Клода Гийона и Ива Ле Боннека «Самоубийство, инструкция по применению: история, техника, новости», запрещённую к продаже во Франции, и перечитывал её время от времени. Однако на закате жизни он думал уже не о суициде, а о страданиях, как заверял Жан-Люк Годар в интервью France Inter в 2014 году. Возможно, меньше всего на свете он хотел причинить страдания своим близким, поэтому подготовил их к своей смерти и подготовился к ней сам. Жан-Люк Годар не привык полагаться на судьбу, он был режиссёром своей жизни и стал режиссёром собственного ухода из неё.
Понравилась эта новость? Тогда жми: