8.05.2023 20:41
Ученым удалось расшифровать ДНК владелицы древнего украшения, найденного в Сибири

Учёным удалось установить, что найденный на юге Сибири в Денисовой пещере кулон из оленьего рога носила женщина, жившая примерно 19 000 – 25 000 лет назад. К таким выводам исследователи пришли, изучив сохранившееся в артефакте ДНК его владелицы.

Группа исследователей из Германии сумела восстановить ДНК владельца древнего кулона из оленьего зуба. Руководитель научной группы из Института эволюционной антропологии Макса Планка Елена Эссель рассказала, что она и её коллеги разработали и использовали новую технику для извлечения ДНК из древних артефактов. А к новому открытию их подтолкнула используемая полицейскими методика «тактильтных ДНК», которая остаётся на объекте после того, как человек к нему прикасался. Теперь археологи могут восстанавливать генетические следы древних людей по физическим объектам, которые они оставили после своей смерти.

До появления этой новой техники исследователи могли связать артефакт с человеком только в том случае, если он был похоронен в нем. Новый метод поможет выявить биологический пол и генетическую родословную человека, который когда-то держал или носил определенную вещь. Хотя новая практика извлечения ДНК обеспечивает более прямой способ определения того, кто использовал определенные предметы в повседневной жизни, в настоящее время ее можно использовать только для артефактов, сделанных из зубов или костей, поскольку они достаточно пористые, чтобы впитывать человеческую ДНК при контакте с телесными телами. жидкости, такие как кровь, пот и слюна. Однако, к счастью для исследователей, из-за нехватки легкодоступных материалов тысячи лет назад кости и зубы животных, а иногда и людей широко использовались в древние времена для создания повседневных инструментов, священных предметов и украшений, как этот кулон.

«Мы думаем, что это работает так: чем дольше был тесный телесный контакт, тем выше вероятность того, что в материале содержится много ДНК… но мы понятия не имеем, говорим ли мы о днях, месяцах, годах или десятилетиях», - объясняет Эссель.

Информация, найденная в кулоне-зубе, является огромным открытием для исследователей, десятилетиями увлеченных Денисовой пещерой.

Среди его прошлых жителей были не только Homo Sapiens, но также неандертальцы и другой вымерший человеческий вид, известный как денисовцы. Для исследовательской группы пещера является ключом к большому количеству информации о наших древних предках.

Используя новую технику, исследователи смогли извлечь ДНК животного, которому принадлежал зуб, которым оказался изюбрь или лось. Используя тот же метод, они извлекли человеческую ДНК из пор зуба, сделав вывод, что генетическая информация поступила от женщины, чья родословная больше всего похожа на сибиряков, живущих дальше на восток, чем пещера, а также на индейцев.

Новая методика позволила определить предполагаемую дату создания кулона, что совпало с предыдущими исследованиями радиоуглеродного датирования слоя отложений на дне пещеры, где был обнаружен артефакт. Этот метод ДНК знаменует собой огромный шаг в исследованиях древнего мира, и археологи могут лучше понять прошлые общества с уровнем детализации, который никогда раньше не был возможен.

Соавтор исследования Мари Соресси из Лейденского университета в Нидерландах объяснила, насколько важным будет открытие: «Это потрясающе. Это означает, что мы сможем ответить на очень важные вопросы, например, какие задачи выполняли мужчины и женщины в тот время. На самом деле у нас будет прямая линия улик, чтобы рассказать нам».