История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    

Воскрешение монстра Франкенштейна. | Фото: nlo-mir.ru.

Воскрешение монстра Франкенштейна. | Фото: nlo-mir.ru.

XVIII - XIX века стали временем, когда наука потеснила религию и, люди захотели постичь ранее неизведанное. И одной из главных загадок было понять происхождение жизни. Ученые учились оживлять мертвых, пытаясь ответить на вопрос: может ли электричество вернуть с того света.

Схема эксперимента Луиджи Гальвани с мышцами лягушки, 1780 год. | Фото: upload.wikimedia.org.

Схема эксперимента Луиджи Гальвани с мышцами лягушки, 1780 год. | Фото: upload.wikimedia.org.

В 1780 году итальянский профессор анатомии Луиджи Гальвани обнаружил, что с помощь электричества можно заставить дергаться мышцы мертвой лягушки. Другие ученые тоже начали экспериментировать, применяя электричество к животным. Племянник Гальвани, физик Джованни Альдини, получив целого быка, отрезал тому голову и, воздействуя током, заставил двигаться его язык. Ученый посылал столь высокие напряжения, что это привело к «очень сильному действию на прямую кишку, вызвавшему испражнение», - писал Альдини.

Люди вне науки также были очарованы электричеством. Стали очень популярными шоу, где головы коров и свиней били током. Когда ученые натренировались на животных, они обратились к телам людей. Законы тех лет позволяли использовать для экспериментов трупы казненных преступников.

Эндрю Юр – естествоиспытатель и химик. | Фото: wellcomeimages.org.

Эндрю Юр – естествоиспытатель и химик. | Фото: wellcomeimages.org.

4 ноября 1818 года шотландский химик Эндрю Юр (Andrew Ure) стоял рядом с бездыханным телом Мэтью Клайдсдейла. Это был преступник, которого повесили всего час назад. Юр выполнял исследовательскую демонстрацию в анатомическом театре, наполненном любопытными студентами и врачами Университета Глазго. Но это не было обычное вскрытие. Юр использовал два металлических стержня, подключенных к гальванической батарее, и прикасался ними к различным частям трупа. Восторженные зрители наблюдали за конвульсиями тела, которое корчилось в танце смерти.

Толпа ученых в ужасе смотрит, как Эндрю Юр с помощью электричества заставляет дрожать и дергаться безжизненное тело Мэтью Клайдсдейла. | Фото: upload.wikimedia.org.

Толпа ученых в ужасе смотрит, как Эндрю Юр с помощью электричества заставляет дрожать и дергаться безжизненное тело Мэтью Клайдсдейла. | Фото: upload.wikimedia.org.

В то время как большинство естествоиспытателей использовали гальванизм больше для развлечения, Юр хотел узнать, действительно ли можно воскресить кого-то из мертвых.

Другие ученые отмечали, что Юр был убежден, что электричество может восстановить жизнь в мертвом теле. В отличие от остальных, он не ограничивался примитивной стимуляцией мышц кадавров импульсами электрического тока. Яркие искры и громкие взрывы потрясающих эффектов приманивали к этим опытам равно как ученых, так и деятелей искусства. А амбиции Эндрю Юра были почти как у литературного героя Виктора Франкенштейна.

Два демона прячутся за наэлектризованным трупом, и один, усмехаясь, говорит: «Там! Мы потеряли его, в конце концов. Смотри! Они возвращают его к жизни!» | Фото: loc.gov.

Два демона прячутся за наэлектризованным трупом, и один, усмехаясь, говорит: «Там! Мы потеряли его, в конце концов. Смотри! Они возвращают его к жизни!» | Фото: loc.gov.

Когда Юр посылал заряды тока через диафрагму Клайдсдейла, его грудь вздымалась, словно тот задышал. Стимулирование мышц лица возымело страшный результат: оно меняло выражение, показывая ярость, страх, отчаяние, тоску. Лицо убийцы напугало присутствующих, некоторые даже покинули помещение, а один джентльмен потерял сознание.

Монстр Франкенштейна в исполнении Бориса Карлоффа» 1931 года. | Фото: upload.wikimedia.org.

Монстр Франкенштейна в исполнении Бориса Карлоффа» 1931 года. | Фото: upload.wikimedia.org.

Опыт длился около часа. Экспериментаторы тщетно стремились вернуть мертвого к жизни. Юр пришел к выводу, что если бы смерть не была вызвана телесными повреждениями, то воскрешение могло бы осуществиться. Он также написал, что в случае удачи эксперимента не было бы повода для радости, так как воскрешали убийцу.

Мэри Шелли – английская писательница, автор знаменитого романа о Викторе Франкенштейне и его творении. | Фото: upload.wikimedia.org.

Мэри Шелли – английская писательница, автор знаменитого романа о Викторе Франкенштейне и его творении. | Фото: upload.wikimedia.org.

А за два года до эксперимента Юра английская писательница Мэри Шелли придумала историю про Франкенштейна. Она опубликовала свой роман в 1818 году. По случайному совпадению, Виктор Франкенштейн также привел монстра к жизни «в тоскливую ноябрьскую ночь». Тем не менее, в отличие от университетского опыта, сцена воскрешения существа описана кратко и неопределенно, без упоминания слова «электричество».

Заглавная гравюра издания «Франкенштейна» 1831 года. | Фото: upload.wikimedia.org.

Заглавная гравюра издания «Франкенштейна» 1831 года. | Фото: upload.wikimedia.org.

Ужасающие представления с электричеством в конце концов вышли из моды, общественность стала рассматривать их как зло и «сатанинские по своей природе». По крайней мере, первые примитивные эксперименты с электротоком дали путь реанимационным технологиям, таким как дефибрилляция.

Все началось с маленького эксперимента с лягушкой, который сегодня проводят студенты, изучающие анатомию. | Фото: wellcomeimages.org.

Все началось с маленького эксперимента с лягушкой, который сегодня проводят студенты, изучающие анатомию. | Фото: wellcomeimages.org.

Поразительная и пугающая история монстра, порожденного Виктором Франкенштейном запечатлена в книге Мэри Шелли, девушки, чьи жизненные перипетии не менее интересны.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








22864
15.11.2016 19:30
В закладки
Версия для печати




Смотрите также