Вера в духов, так или иначе контролирующих дом, его истинных хозяев присуща многим народам мира. Этих духов боялись, уважали, искали с ними дружбы, а порой вступали с ними в любовную связь. Всё зависело от хозяйки и от региона.
Русский домовой: когда креста на нём нет
На Руси считалось, что этот дух — единственный, которому доступно жить «под иконами», и освящение дома ему ничуть не вредит. В общем, его трудно назвать нечистью. По народным представлениям, домовой отличался повышенной лохматостью и строгостью к чистоплотности хозяев. Он также не любил, когда обижают кошек — его маленьких товарищей. Некоторые верили, что и сам он умеет оборачиваться в кота.
Работящим и опрятным хозяйкам домовой тайком помогал, чтобы дело быстрее спорилось и чтобы в дом не входила неудача. А вот с хозяйкой одинокой мог ещё и шашни закрутить — заявиться ночью в постель. Не мог, видимо, смотреть спокойно, как женщина без ласки томится. Для того, чтобы явиться женщине, он принимал облик последнего умершего в доме мужчины, но притом отличить его было легко — домовой был весь покрыт шерстью.
Вероятно, с поверьем, что домовой дружит кошками (обращается в котов, ездит на них невидимо, отчего они скачут по дому, как сумасшедшие) связан обычай пускать первой в дом кошку — чтобы жилой дух с ней вошёл. Впрочем, скорее, он связан с обычаем, по которому домовой требовал кровавой дани от новых жильцов. В дохристианские времена перед порогом для этого убивали животное или даже ребёнка и затем под порогом закапывали. В христианскую эпоху практику сурово пресекали священники, и появилось поверье, что «хозяин» сам берёт себе жертву от такого неуважения — первого, кто через порог переступит, ждёт смерть. Кроме котиков. Он же любит котиков. Так кошки стали заменять собой жертву «хозяину» нового дома.
Художник: Вячеслав Алатырский.
Если в доме плохо убирались, то домовой начинал подлизывать жир и крошки и распухать, превращаясь в огромное студнеобразное существо. Характер у него портился не меньше, чем внешность. Такого домовика звали «жировиком» или «лизуном».
Домового звали не только домовым или хозяином, но и множеством других слов: голбешник (тот, кто прячется за голбецом, перегородкой за печью), запечник, подпечник, дедушко, большак, доброхотушко, кормилец, постень, суседко (сосед). Иногда верили, что у домового есть жена — домовиха. Некоторые считали, что домовихи правят во вдовьих домах, откуда со смертью мужчин «хозяин» ушёл.
Домовой больше всего ценил порядок и начинал злиться и прятать или портить вещи, если порядок не соблюдался, не важно, шла ли речь о том, что женщина ходила распустёхой или о том, что вечером люди не поужинали.
Схожий взгляд на домового был у всех восточных славян, хотя в каждой местности были свои нюансы.
Художник: Борис Кустодиев.
Английский брауни: когда домовому в доме неуютно
Будучи одним из фейри, брауни отличался от русского домового тем, что в дом входил только по необходимости, а предпочитал жить на дереве во дворе. Так что каждая хозяйка пеклась о том, чтобы двор голым не становился — хоть одно деревце да нужно. Впрочем, за отсутствием дерева брауни всегда может вырыть себе нору.
Ростом брауни с ребёнка, но спутать его с ребёнком невозможно — у него уродливые длинные стопы и кисти рук. Эльфийскую природу брауни выдают его голубые глаза и спутанные волосы. Чаще всего брауни — мужчины, ну, или люди с трудом отличают брауни-женщин, поэтому последние в легендах встречаются очень редко.
Брауни может не только помочь по дому. Есть истории, в которых он показывается людям, когда нужно позвать на помощь — если помощь при этом требуется любимой хозяйке дома. Для плохой хозяйки он стараться не будет. Чтобы люди не сразу поняли, что видят фейри, брауни показывается им, только завернувшись в плащ.
Художник: Артур Рэкхэм.
В дом брауни входят только ночью, когда все спят; они отпугивают ржавчину от железных орудий труда, успокаивают кур и детей, в общем, делают то, что глазу не видно, но серьёзно облегчает жизнь. Они, как и русские домовые, могут не только помогать хозяйке, но и наказывать её за нерадивость или сварливость, путая пряжу, портя еду и похищая мелкие вещи.
Брауни никогда нельзя ничего предлагать напрямую, можно только как бы случайно оставлять для него всякие лакомства, иначе брауни покинет дом. Бездомный брауни дичает и опасен для прохожих, то же происходит, если в доме случилось большое несчастье (например, всех убили). В помощь себе он может призвать других фейри, но в сказках порой приводит человеческого доктора или предупреждает людей о пожаре. Как огня, брауни боятся святых символов и молитв, что выдаёт их языческую природу.
Лютены и лютины: когда эмиграция идёт не на пользу
Французы и франкоязычные канадцы прежде верили в лютенов и их жён-лютин, похожи на брауни, если бы те решились войти в дом и жить там. Как английские фейри, лютены для развлечения могут сваливать людям волосы в колтуны — но распятье внутри дома их не пугает, что роднит лютенов с русскими домовыми. Зато они боятся рассыпанной соли, и если хозяин дома чем-то не угодил лютену, так что тот теперь тупит косы, заставляет стёкла в окнах трескаться и бесчинствует иными способами, соль — единственный способ отвадить его от дома.
Художник: Жан Батист Монж.
Канадцы верят, что лютен может превращаться в разных животных, французы же ограничивают способности лютенов возможностью перекидываться осёдлой лошадью (кататься на такой, однако, не стоит).
Из народных сказок в литературу лютен впервые перешёл в истории от французской сказочницы мадам д'Онуа, в конце семнадцатого века. Интересно, что перенесли лютена и на почву США, но там он превратился в неприятное, пугающее, предвещающее несчастья существо, известное как Красный карлик Детройта.
Ниссе: когда домовой приносит подарки
В общем и целом ниссе — просто нечто вроде гномиков, но одна их разновидность аналогична по образу жизни домовому или лютену. В разных частях Норвегии такое существо зовут домовым ниссе, дворовым мужичком, домовым старичком, добрым бондом и бондом из-под холма (буквально - «кургана»). Разозлённый ниссе не только портит или прячет вещи, но может даже убить скотину, обрекая хозяев на голодную смерть.
В первой половине девятнадцатого века датчане придумали говорить детям, что подарки под рождественскую ёлочку им кладут волшебные гномики — ниссе. Со временем ниссе стали постоянными героями Рождества по всей Скандинавии, рождественским ниссе придумали свою особую семейную историю, и до сих пор именно они приносят детям подарки. Вероятно, под влиянием образа ниссе французы стали рассказывать детям, что лютены помогают заворачивать подарки «Папе Рождеству» (аналогу деда Мороза) в далёкой Лапландии.
Типичная открытка с ниссе.
Фольклор вообще богаче, чем мы узнаём о нём в детстве. 10 странных существ из славянского фольклора, о которых знают далеко не все. Или не всё.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
напишите на поисковике гугл проникает в мозг людей через высокие технологий