Многие наверняка тысячу раз видели изображение «Чёрного квадрата» Казимира Малевича. Это, безусловно, одно из самых cпорных произведений искусства, когда-либо созданных. Но что означает эта картина и что представляет собой квадрат? Давайте погрузимся в философию, стоящую за художественным движением под названием супрематизм, и посмотрим на увлекательное искусство, созданное его главным гением.
1. Биография
Казимир Малевич. \ Фото:
Казимир родился в 1878 году под Киевом в семье поляков. Малевич стал частью движения, известного как русский авангард, в котором участвовали не только художники, но и поэты, дизайнеры, архитекторы, писатели и кинематографисты. Это движение определило первые десятилетия XX века в России. За это время в стране произошло много политических перемен, в том числе исторически значимая Октябрьская революция 1917 года.
Портрет Малевича. \ Фото: nemanjamilutinovic.com.
Такие художественные течения, как супрематизм, русский футуризм и конструктивизм, были частью русского авангарда. Вместе с Казимиром такие художники, как Любовь Попова, Александр Родченко, Наталья Гончарова, Эль Лисицкий, были известны как русские авангардисты. Одно из самых известных произведений русского авангарда - памятник Владимиру Татлину для Третьего интернационала.
Казимир также работал учителем в Народном художественном училище в Витебске, основанном художником Марком Шагалом. В сотрудничестве со своими учениками в Витебске Казимир создал группу под названием UNOVIS, целью которой была разработка новых художественных теорий, продвигаемых через искусство супрематизма. Группа работала вместе около трёх лет, распавшись в 1922 году. Одним из его сторонников в УНОВИСЕ был известный русский художник Эль Лисицкий, известный своей серией «Проунс».
2. Что такое супрематизм
Динамический супрематизм Казимира Малевича, 1915-6 гг. \ Фото: pinterest.it.
Так как же Казимир придумал супрематизм? Будучи одно время дизайнером, он придумал основную супрематическую форму – чёрный квадрат, работая над костюмом и сценографией для оперы «Победа над солнцем». Таким образом, его работа над этой оперой оказалась очень важной для будущего супрематизма, потому что именно в это время художник придумал геометрические фигуры, которые должны были определить его художественную практику.
Казимир Малевич, Полёт самолёта: Супрематическая композиция, 1915 год. \ Фото: showclix.com.
В 1913 году русский художник объединился с композитором Михаилом Матюшиным и поэтами Алексеем Крученых и Велимиром Хлебниковым для работы над оперой. Матюшин работал над музыкой, Крученых писал либретто, а Малевич создавал визуальную идентичность оперы. Костюмы были созданы в кубо-футуристическом стиле. Этот стиль, как следует из его названия, был вдохновлён кубизмом и футуризмом. Геометрические фигуры и цветовые поля, видимые на картинах Казимира, присутствовали и в его костюмах. Сцена была задумана в виде квадрата, который должен был стать частым мотивом в художественной практике живописца. Художник позже отмечал, что его сценическое оформление оперы «Победа над солнцем» было первым проявлением супрематизма.
3. Философия супрематизма
Фотография Последней футуристической выставки 0.10, Санкт-Петербург, Россия, 1915 год. \ Фото: twitter.com.
Супрематизм как движение полностью связан с мыслью и творчеством Казимира. Без русского художника нет супрематизма. Для него супрематизм представлял собой новый реализм в живописи, несмотря на то, что он не показывал никаких сцен, виденных в повседневной жизни. Для художника геометрические фигуры, используемые в супрематизме, были новой реальностью. Они не имели в виду ничего, кроме самих себя. Визуальный язык супрематизма был абстрактным, сосредоточенным только на простых геометрических фигурах и цветах.
В своём Манифесте Малевич писал: «Для супремата визуальные явления объективного мира сами по себе бессмысленны. Главное - чувство». Супрематизм хотел поставить под сомнение искусство, его назначение и функцию. Супрематическое искусство считалось беспредметным, Казимир даже сам использовал этот термин для описания своего искусства в эссе «От кубизма и футуризма к супрематизму: Новый живописный реализм в 1916 году».
Он также рассматривал супрематизм не только как художественное направление, но и как философский образ мышления. Для него искусство считалось бесполезным и не предназначалось для служения какой-то политической идее или идеологии.
От кубизма и футуризма к супрематизму: Новый живописный реализм Казимира Малевича, 1916 год. \ Фото: moma.org.
Казимир считал, что художник должен быть свободным и независимым, чтобы создать настоящее произведение искусства. Через супрематизм он также хотел исследовать идею пространства в живописи и то, каким духовным считал супрематизм Малевич, который был для него не концом искусства, а новым началом.
Мальчик с рюкзаком. Красочные массы в четвёртом измерении, Казимир Малевич, 1915 год. \ Фото: galerija.metropolitan.ac.rs.
Ещё один важный термин для понимания его искусства и самого супрематизма - фактура. Впервые этот термин ввёл Владимир Марков. Он определил фактуру как общую концепцию в области скульптуры, архитектуры и во всех тех искусствах, где есть определенный шум. Для Малевича и его учеников в УНОВИСЕ фактура представляла собой идею, новое развитие. Русский художник также много писал об этом термине и пытался дать ему философское определение.
4. Чёрный квадрат
Чёрный квадрат Казимира Малевича, 1913 год. \ Фото: newyorker.com.
«Чёрный квадрат» Малевича, скорее всего, является его самым известным супрематическим произведением. Итак, что же делает «Чёрный квадрат» таким особенным? Рисуя чёрный квадрат на холсте, Казимир хотел покончить с традиционным представлением об искусстве как о чём-то репрезентативном. Он показал новую реальность, которая не была той, которую люди могли видеть в природе или обществе.
Чёрный квадрат не показывал никакого повествования. Он отрицал известные условности живописи и предлагал нечто новое. Художник даже сказал, что его «Чёрный квадрат» — это новое лицо искусства. Он иногда использовал крошечный чёрный квадрат в качестве подписи на других картинах, что свидетельствует о том, насколько важен был для него оригинальный «Чёрный квадрат».
Легендарная картина Казимира Малевича. \ Фото: google.com.ua.
Очень интересно, что Казимир датировал эту картину 1913 годом, хотя она была написана в 1915 году. И вот почему: художник считал, что произведение должно быть датировано тем временем, когда идея картины пришла в голову художнику. Поскольку Казимир считал, что знаменитый «Чёрный квадрат» возник из эскизов декораций к опере «Победа над солнцем», он датировал его 1913 годом.
В письме к Матюшину в 1915 году Казимир отмечал, как важен для него квадрат в эскизе сценического оформления. Он писал: «Этот рисунок будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь приносит необыкновенные плоды».
Всего Малевич написал четыре картины «Чёрный квадрат». Оригинал был сделан в 1915 году, а копии - в конце 1920-х и начале 1930-х.
Картины Казимира Малевича в Музее современного искусства. \ Фото: tripleprofit-zone.life.
«Чёрный квадрат» впервые был выставлен в декабре 1915 года во время выставки, названной Последней выставкой футуристической живописи 0.10 (Ноль-Десять) в Петрограде в России, тогда столице России. Ноль в названии означал новый старт в истории искусства, который должен был представлять супрематизм. Четырнадцать художников были включены в выставку, и их тридцать девять работ были представлены на ней. Казимир выставил картину, поместив её в верхнем углу стен, что было способом показа русских православных икон дома. Это говорит о том, что он мыслил супрематизм как духовное движение, для него «Чёрный квадрат» был иконой. Значение «Чёрного квадрата» в истории искусства неоспоримо. Он представляет собой поворотный момент, как и готовые работы Марселя Дюшана. Это было загадочно, интересно и наводило на размышления.
4. Белое на белом
Супрематическая композиция – Белое на белом Казимира Малевича, 1918 год. \ Фото: pinterest.fr.
Через несколько лет после «Чёрного квадрата», в 1918 году он нарисовал белый квадрат на белом фоне и назвал произведение супрематической композицией – «Белое на белом». В этой картине, благодаря её цвету и простоте, зритель легко может сосредоточиться на материальном аспекте самой картины. Также можно заметить структуру краски и различные оттенки белого, которые использовал здесь художник.
Чайная чашка, Казимир Малевич и Илья Григорьевич Чашник, 1923 год. \ Фото: yandex.ua.
«Белое на белом» должно было дать ощущение картины, парящей в пространстве. Для художника белый олицетворял утопическое и чистое. Это был бесконечный цвет. В ответ на «Белое на белом» Малевича Александр Родченко написал в 1918 году произведение, известное как «Чёрное на чёрном». Это произведение также стало невероятно важным произведением искусства. В ней Родченко хотел исследовать такие материальные качества живописи, как фактура и форма.
Малевич не просто писал супрематические картины и писал философские эссе о движении, он также создавал различные объекты, вдохновлённые супрематизмом. В 1923 году вместе с Ильёй Григорьевичем Чашником он создал ряд прекрасных чайных чашек. За год до этого Казимир был приглашён ленинградским фарфоровым заводом для проектирования чашек и чайников. Примерно в это же время художник также создавал гипсовые модели супрематических зданий, поэтому очевидно, что он тоже думал о смешении супрематизма и архитектуры. Он также разрабатывал узоры для текстиля. Поэтому для Малевича супрематизм представлял собой целую эстетическую вселенную. Это был не просто способ рисовать, но и полностью понять мир.
В продолжение темы об искусстве, читайте также о том, как работы художников эпохи романтизма XIX века обрели колоссальную популярность, став национальным достоянием страны.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: