Ночной дозор. Рембрандт, 1642 год.
«Ночной дозор» называют одной из величайших картин периода голландского барокко. А для Рембрандта ее написание стало переломным моментом в жизни. После «Ночного дозора» востребованный и уважаемый художник практически перестал получать дорогие заказы и закончил свои дни в ужасной бедности.
Автопортрет. Рембрандт Харменс ван Рейн, 1669 год. | Фото: rembr.ru.
В 1642 году в Амстердам должна была прибыть королева Франции Мария Медичи. В честь этого события мушкетеры Стрелкового общества заказали групповые портреты ведущим художникам. Один из заказов достался Рембрандту. Каждый из 16 стрелков заплатил по 100 гульденов (немалые деньги по тем меркам) художнику.
Согласно модным веяниям того времени, мушкетеры планировали получить статичный групповой портрет, однако живописец решил по-своему. Заказчикам совершенно не понравилась картина. Каждый из них планировал увидеть на полотне себя во всей красе, однако центральными персонажами стали только капитан Кок и лейтенант Рейтенбург. Остальные остались в тени, а ведь оплачивали заказ все поровну.
«Ночной дозор» в Государственном музее в Амстердаме. | Фото: boekschrijven.nl.
Считается, что «Ночной дозор» стал роковым для художника. После этого фиаско репутация Рембрандта была изрядно подпорчена, к нему перестали поступать заказы. К концу жизни живописец остался в нищете.
Вот несколько любопытных фактов о потрясающем полотне XVII века:
Ночной дозор. Рембрандт, 1642 год. | Фото: ru.wikipedia.org.
Название картины «Ночной дозор» придумали уже после смерти Рембрандта. Сам мастер называл ее «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».
После того, как полотно было готово, его повесили в здании Стрелкового общества. Последующие два века оно побывало еще в нескольких залах, пока в XIX столетии к нему не проявили интерес любители старинной живописи. От времени, чада свечей и каминов картина потемнела, поэтому ее назвали «Ночной дозор».
Форма тени от персонажей на картине указывает, что действие происходит в 2 часа дня. | Фото: ru.wikipedia.org.
В 1947 году реставраторы заметили, что картина покрыта слоем копоти, под которым скрываются яркие краски. Из этого следует, что действие происходит не ночью. Более того, тени на картине указывают примерно на два часа дня.
Рембрандт изобразил себя в картине «Ночной дозор». | Фото: maxpark.com
Считается, что на картине среди действующих лиц Рембрандт изобразил себя. Исследователи присматриваются к лицу, которое видно лишь частично возле двух мушкетеров.
Загадочная девочка в жёлтом. | Фото: ru.wikipedia.org.
На картине «Ночной дозор» можно обнаружить немало скрытых символов. Некоторые исследователи полагают, что Рембрандт написал картину в качестве насмешки над «вояками», которые на момент написания картины более 10 лет не принимали участие ни в каких сражениях.
Девочка на картине – пожалуй, самый загадочный персонаж. Одни считают, что она маркитантка, другие уверены, что это проститутка-карлица, третьи усматривают в ней черты лица умиравшей жены художника Саскии. Мол, так он хотел увековечить свою супругу.
Курица как пародия на герб мушкетеров. | Фото: liveinternet.ru.
Тем не менее, курица или петух на поясе девочки – это пародия на герб ополченцев Голландии, которых называли кловеринами. «Klover» переводится как «мушкет», но оно также созвучно с голландским словом «птичий коготь». Именно поэтому на гербе виднелись скрещенные лапы ястреба или сокола. Скрещенные лапки петуха – это явная насмешка над героями картины.
На полотне можно рассмотреть еще несколько персонажей, которые слишком комично ведут себя. Возле капитана Кока видна часть силуэта мужчины, одетого в испанский костюм. По мнению искусствоведов, это комедийный персонаж Капитан-испанец. Этот горе-вояка не справляется с оружием и оно выстреливает.
Тень от руки капитана ложится прямо на промежность лейтенанта. | Фото: liveinternet.ru.
Тень от руки капитана Кока направлена прямо на интимное место лейтенанта Рейтенбурга. Некоторые усматривают в этом намек на нетрадиционную ориентацию обоих мужчин, но прямых доказательств этому нет. Тем не менее, ни один художник того времени не позволил бы себе нарисовать нечто подобное, зная, что этот жест является унизительным для того, на кого он направлен.
Не менее интересна история создания еще одного полотна Рембрандта «Даная». Художнику удалось изобразить на ней одновременно и жену, и любовницу,
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: