28.02.2014 11:02
Выставка Йосефа Бау, израильского графика, который спас их еврейского гетто 400 евреем и стал прототипом главного героя художественного фильма «Список Шиндлера», открылась 28 февраля в Новосибирске. Ранее работы Бау выставлялись на территории России лишь в Москве, но теперь у организаторов появились новые предложения, и увидеть картины появится возможность у российской публики в регионах.
Выставка состоит из двух частей: «А был ли ты когда-нибудь голоден, Бог?» и «Рисунки говорят на иврите». Первая – это черно-белая графика, которая посвящена времени Холокоста, который пережил автор. Вторая – иронично и остроумно обыгрывающая тонкости иврита.
На открытии выставки Бау присутствовала Ирис Цвайг, глава Израильского культурного центра и секретарь Посольства государства Израиль.
Цвайг рассказала о том, что сама с удивлением узнала, что все представленные на выставке картины написаны были в лагере. Йосеф Бау всегда носил с собой маленький блокнотик, который помещался в спичечный коробок. В этом блокнотике и были написаны картины, а после войны Бау их просто увеличил. «Теперь я смотрю на эти картины с особым чувством. Это же сколько силы духа и смелости необходимо было иметь в такой ситуации», - говорит Цвайг.
В 1939 году Иосеф Бау, 19-летний студент университета в Кракове, очутился в еврейском гетто, а затем в концентрационном лагере Плашув. Его спасла каллиграфия. Он был каллиграфом и владел готическим шрифтом, поэтому оказался полезным для фашистов, которые сделали его писарем. Воспользовавшись уникальной возможностью, Бау изучал схемы заполнения документов, и ему удалось подделать документы для 400 соплеменников, которым удалось спастись их гетто.
В лагере он встретился со своей будущей супругой Ребеккой. В лагере они поженились, но практически сразу потеряли друг друга – он оказался в списке Шиндлера, а Ребекку отправили в лагерь смерти, а его занесли в список Шиндлера. Женщина выжила случайно, только потому, что её переведи в другой лагерь. И только через 40 лет Йосеф Бау узнал, что в список Шендлера была внесена его супруга, и она попросила вместо её имени вписать его. И это спасение – не единственное в их жизни.
На выставке наряду с графикой можно увидеть и портрет женщины и мужчины – повторная свадьба супругов Бау после войны. На их первой свадьбе их никто не снимал, поэтому художник решил нарисовать тюремные робы – именно так молодожёны были одеты во время своей первой свадьбы.
В 1950 году семья Бау переехала в Израиль. Там Йосеф открыл студию мультипликации, став основателем израильской анимации. Работал он и как иллюстратор книг, и как график, но свои работы он подписывал далеко не всегда. Его дочери причуде отца удивлялись, но только через много лет выяснилось, что Бау на протяжении многих лет сотрудничал с израильской разведкой «Моссад» - изготавливал документы для агентов.
Уже будучи в солидном возрасте Бай смог выучить иврит и так им проникся, что создал графическую серию, обыгрывающую тонкости языка, которые воскрес через 200 лет. Так, работа «Поцелуй по цели», на котором изображена женщина, красящая губы помадой, которая по форме напоминает патрон, обыгрывает тот факт, что слова «оружие» и «поцелуй» на иврите отличаются всего одной буквой.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!
Смотрите также
- Какие диваны пользуются популярностью у россиян 5.12.2024
- EXEED: «Бренд года» в культурном меценатстве – заложенный фундамент для будущего 15.11.2024
- Почему автомобили Omoda пользуются популярностью у российских театралов 15.11.2024
- Принятие наследства в России: процедура, особенности и необходимые документы 24.09.2024
- Парки Домодедово: Передовые парки Московской области 10.07.2024