14.01.2021 22:37
Крупнейший музей России обвинили в использовании поддельных экспонатов. После выставки «Фаберже — ювелир Императорского двора» на имя Михаила Пиотровского, директора музея, поступило открытое письмо с претензиями. Оно было опубликовано на сайте известного коллекционера Андрея Ружникова.
В обращении Ружникова говорится о том, что прискорбно наблюдать, как рядом с прекрасными экспонатами из коллекций Павловска, Эрмитажа и Петергофа соседствуют «вульгарные новоделы». По словам Ружникова, фигурка солдата, который прикуривает, это не совсем удачная реплика скульптуры Савицкого из музея им. Ферсмана. А выставленная копия яйца «Курочка» (оригинал, подаренный императором Николаем II супруге в 1904 году хранится в музее Фаберже на Фонтанке) и яйцо в красной эмали «Александр Невский» хороши разве что для сувенирной лавки, но не для экспозиции главного музея страны. По словам коллекционера, названные им предметы были сделаны даже не в XX, а в XXI веке.
Ружников подчеркнул, что перечень подделок, выставленных в Эрмитаже, этим не ограничивается.
В открытом письме коллекционер задал вопрос, как все эти фальшивки попали в музей, и кто за это ответственен: хранители, кураторы или руководители Эрмитажа. Ружников подчеркнул, что он хочет надеяться, что коррупция в этой ситуации не при чём.
Стоит уточнить, что копия – это реплика произведения искусства, выполненная другим автором. Как правило, такие работы создаются в образовательных целях. В частности, в Пушкинском музее и по сей день много копий, потому что создавался он первоначально как музей копий при Московском университете. Это потом он превратился в огромный музей с огромным количеством оригинальных работ. И известнейшая из копий Пушкинского «Давид» — реплика скульптуры Микеланджело. О том представленный экспонат копия или оригинал, как правило, можно узнать из этикетки, которая размещается рядом с каждой работой.
Но если копия создавалась специально, чтобы быть выданной за оригинал – это уже подделка. Многие современные фальсификаторы делают собственное произведение в стиле старого мастера, а потом пробуют искусственно составить работу. В последнее время нередко появляются и перелицовки - когда картину малоизвестного автора из прошлого переделывают под старину, затирая лишнее, а потом ставят фальшивое клише. По мнению экспертов, современный мир искусства просто наводнён сегодня подделками.
Несколько лет назад в России разгорелся скандал из-за того, что картины, который князь Никита Лобанов-Ростовский преподнёс в дар музею оказались подделками. Тогда провели экспертизу всего авангарда, собранного в коллекции Ростовского кремля. Оказалось, что картины «Самовар» Казимира Малевича и «Беспредметная композиция» Любови Поповой, хранившиеся в этом музее с 1922 года, копии. Удалось выяснить, что подмену провели в начале 1970-х, а теперь оригинал картины Малевича Хранится в нью-йоркском МоМА, а картина Поповой - в Музее современного искусства в Салониках (Греция). Мошенниками было изготовлено три подделки, но одну картину - «Зеленая полоса» Ольги Розановой – подменить не успели. Она и сегодня хранится в Ростовском кремле.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!