31.08.2022 09:12
Он не побоялся бросить вызов ростовщикам и философии ссудного процента.
«Сама философия обогащения через ссудный процент – путь деградации, путь в никуда!» - утверждает сегодняшний собеседник, писатель, драматург Максим Милованов.
«Ростовщики» – так называется новое, но уже нашумевшее произведение Максима Милованова. На страницах книги война священников и банкиров, разгадка тайны возникновения первых в мире банков, убийство выдавшего первую банковскую лицензию императора Юлиана Отступника. А годом ранее были «Бесы 3.0» - корпоративная сага о восстании «офисного планктона Москва-Сити» против ростовщиков, против философии ссудного процента. Что это? Манифест? Новая идеологема?
На дворе 21-й век, есть банки, есть их регулирование, есть понятные кредитные продукты. Почему вдруг ростовщики? Что за странный протест?
А давайте-ка вопросом на вопрос: в вашем смартфоне есть банковское приложение? Есть, даже два. А сколько кредитов? Тоже – два! Отлично. Ну вот и живой пример. Мы вот сейчас беседуем, записываем интервью, то есть создаем хоть какой-то реальный, интеллектуальный продукт. Я уж не говорю о тех, кто трудится в реальном секторе, о фермерах, скажем или шахтерах… Никогда не задумывались – а какой такой продукт создает тот, кто владеет банковским приложением из смартфона? Что именно создал тот бенефициар, который каждую секунду получает ссудный процент? Ответ – ничего. Фундаментально – ничего!
И так тысячелетия… В драме «Ростовщики» я использовал несколько цитат из трактата одного священника из Каппадокии. Его зовут Григорий Нисский. Трактат называется «Против Ростовщиков». Написано еще в трехсотых годах, но до сих пор актуально. Вот отрывок:
«…праздна и своекорыстна жизнь лихоимца-ростовщика. Не знает он ни труда земледелия, ни искусства торговли, а сидит на одном месте, кормя у очага животных. Он хочет, чтобы для него все росло без посева, без пахоты. Его плуг – перо, земля – бумага, семя – чернила, дожди – время. Его серп – взыскание денег, его овин – отнятое имущество. На все вокруг он смотрит как на свое. Желает людям нужды и несчастий, чтобы поневоле те шли к нему. Он носит с собою толстый кошелек, показывает теснимым крайностью охотничью приманку, чтоб от нужды те поглотили вместе с приманкой и крючок лихвы. Ненавидит тех, коим достаточно своего, и почитает врагами тех, кто не в долгу у него. Часто сидит он близ судилищ, чтобы найти гонимого долгами, и следует за судебными приставами, как коршун за лагерем и войском. Каждый день лихоимец-ростовщик считает прибыль и жадностью своей никогда не насытится…».
Есть масса обличительных исторических документов. Процитированный фрагмент ярок, но с примесью какой-то одержимости. Так ли уж нужен сейчас новый крестовый поход против ростовщиков – современных банкиров?
Про одержимость правильно подметили. Епископ Григорий Нисский и вправду был одержим идеей, что ссудный процент – это абсолютное зло. Он был участником святой каппадокийской троицы и свой бой с ростовщичеством, к сожалению, проиграл. Напомню, на всякий случай, что это за каппадокийская троица такая: Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский. Их портреты легко отыскать в церквях и храмах – на иконах! Причем их иконы есть в храмах самых разных конфессий. Это означает, что их «одержимость» была сконцентрирована на чем-то очень важном, что боролись они с каким-то очень могущественным, первородным злом и приняли в итоге мученическую смерть.
Лично мне подобная одержимость по душе. Поэтому я и посмел написать драму «Ростовщики», где главный герой Григорий Нисский. Он и его единомышленники пытаются выиграть неравный бой с императором Византии и его окружением, помешать легализации ростовщичества под видом банков. Странно, что такому важному, я бы сказал, переломному моменту истории, ни в литературе прошлого, ни в современной литературе не уделено ни строчки. Теперь вот есть небольшая «заметка». В «Ростовщиках» описан тот самый момент, когда мы сами выбрали себе нового бога, имя которому – ссудный процент.
То есть был такой исторический период, когда ссудный процент мог оказаться под запретом? Правильно?
Да, был такой. Многие наверняка слышали имя: Юлиан Отступник. Подобное прозвище получил Август римский, император византийский Флавий Клавдий Юлиан, живший в трехсотых годах нашей эры. Свое прозвище он получил за то, что собирался отказаться от христианской веры. Но есть и еще одна его историческая «заслуга». Он узаконил ростовщичество, выдал первую банковскую лицензию, легализовал считавшуюся до него презренной форму обогащения через ссудный процент. Говорят, что перед смертью император понял, что натворил, но изменить уже ничего не смог. Он был убит, как говорится, «при загадочных обстоятельствах» ударом копья в печень.
Оставим перипетии драмы «Ростовщики». Книга «Бесы 3.0» - еще одно произведение на ту же тему. И там тоже восстание! И тоже против ростовщиков! Это что – манифест? Идеологема?
Мы подошли к сложной, глубинной формации, которую я называю: «Изгнать внутреннего ростовщика».
Мы часто, да почти всегда, ищем причины социальных потрясений и собственных недовольств не там, где они на самом деле находятся. Боимся признаться себе в том, чего хотим на самом деле. Мечтая сбросить с вершины пирамиды власти одних, желаем занять их места и жить так же, как они. Подвергаясь унижениям и каким-то несправедливостям, сами хотим творить ровно те же унижения и несправедливости. Мы и есть – ростовщики!
Все потому, что в нашем морально-этическом фундаменте, в нашей глубинной вере, в нашей личной религии – червоточина. Мы думаем, что наше вера – христианство, ислам, иудаизм, буддизм, атеизм? Нет… Наша вера, наша религия, наш единственный бог – деньги! Наша истинная мечта – быть ростовщиками, жить на ссудный процент!
Многие скажут – неправда! А давайте-ка вспомним свои детские мечты и грезы. Быть сказочно богатым не трудясь, ничего не делая – разве не такова истинная мечта каждого из нас? Разница лишь в том, что у кого-то мечта воплотилась в жизнь, у кого-то нет. Да и в основе наших внутренних взаимоотношений – постоянный поиск выгоды, часто оцифрованный, имеющий совершенно конкретное денежное выражение. Такова реальность.
Жестоко, но в целом правдиво. Но и жизнь без денег кажется абсурдом. Как быть? И где она – новая, правильная безденежная вера?
Идеалисты разных эпох уже не раз описывали различные варианты так называемой «жизни без денег». Однако, более-менее правдоподобного варианта так и не придумано. На мой взгляд – исключительно из-за того, что к данному вопросу необходимо подходить как раз не в рамках какой-то «глобальной стратегии», а пошагово и предельно конкретно.
Вначале нужно избавиться от первопричины – законодательно запретить использование любых вариантов ссудного процента как средства заработка и обогащения. Функцию кредитования может взять на себя государство, причем беспроцентного кредитования, по принципу – сколько занял, столько же и отдал. Тогда, кстати, всем будет наконец окончательно понятно – для чего же платим налоги и для чего необходимо это самое государство.
Сперва поправим фундамент, на котором стоим, основу основ – то, что многие называют принципами социальной справедливости. Люди должны привыкнуть к исчезновению ссудного процента, перестать жить в условиях доминанты философии ростовщичества. Выработать иммунитет к этой социальной заразе. Только после этого возможен следующий шаг.
Это, кстати, вовсе не мои вольные рассуждения. Данная пошаговая инструкция на 80% «списана» у тех, кто еще в начале нашей эры предлагал «изгнать торгующих из Храма». Тогда не получилось, но это же не повод прекращать попытки.
Подобный выбор периодически возникает перед людьми. Во времена византийского императора Юлиана Отступника разворота в правильную сторону не случилось – сила денег одолела принципы справедливости. Но новый переломный момент точно где-то рядом. Невооруженным взглядом виден запрос людей на обновление фундаментальных принципов социальной справедливости.
Запрос, он же протест, усиливается по мере того, как ростовщичество проникает в наш повседневный быт. Я о банковских приложениях, завладевших нашими смартфонами, якобы для удобства. Хитроумные банковские продукты незаметно загоняют нас в вечную кредитную кабалу.
«Кредитная карта с вечным бесплатным обслуживанием!» - так звучит сегодня реклама банковских услуг.
Вечное обслуживание, вечные должники, вечный ссудный процент - мечта любого ростовщика. Рано или поздно люди захотят избавиться от этих «вечных долгов», и что-то мне подсказывает: без кровопролития не обойдется.
Как в «Бесах 3.0»? Где против ростовщиков неожиданно восстал так называемый «офисный планктон»? Так?
Да. Но не совсем уж и неожиданно. Лозунг «белых воротничков» в «Бесах 3.0» звучит так: «Офисный я планктон или право имею?» Когда-то у революционного пролетариата 1917-го года был очень похожий лозунг: «Кто был ничем, тот станет всем». Слоганы и формы революций в различные эпохи разные, но глубинная суть одна – философия ростовщичества, нарушающая саму суть нравственности, саму основу социальной справедливости.
Пора с этим покончить раз и навсегда. Давайте уже наконец «изгоним торговцев из Храма», прежде всего из храма собственной головы. Обогащение через ссудный процент должно быть вне закона, должно покинуть наш социум. Не хочу более вещать и проповедовать, отошлю лучше к первоисточникам. Если вдруг кому стало интересно – наберите в поисковике: Григорий Нисский «Против ростовщиков». Там все сказано! Можно начать и с более легкого чтива. Запрос в поисковике: Максим Милованов «Ростовщики» или «Бесы 3.0» - тоже приветствуется.
Ну а если без шуток, по серьезному… Если уж мы – люди, построившие тысячи храмов, мечетей и синагог, в основной массе своей считаем себя не потомками приматов, а детьми бога, то давайте уж тогда всерьез задумаемся – неужели бог создавал нас именно для тех целей, которыми мы живем? Для всех этих прибылей, маржинальностей, войн за ресурсы, гонки за деньгами?
Мне кажется, тот, кто нас создал, уже давно ждет от нас чего-то фундаментально иного - совершенно другого набора так называемых общечеловеческих ценностей. Пора измениться. Пора изгнать внутреннего ростовщика.
С нами был Максим Милованов.
Интервью записала Тамара Листова.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!