5.07.2023 20:24
Анатолий Жислин, компания РЕПЕТИТОР.РУ, сервис подбора репетиторов.
Как ни странно, само это слово «репетитор» нужно считать русским. Просвещенный читатель, наверно, возразит: ведь это от латинского repetitor, «тот, кто повторяет». Однако, только в России это слово приобрело смысл, сохраняющийся по наши дни: преподаватель, дающий частные уроки, по большей части индивидуально, реже в небольшой группе учеников. В других странах такие учителя тоже есть, но обозначают их иначе. Например, по-английски – tutor (наставник) или coach (тренер или инструктор), а вот «тот, кто повторяет» – это наше, родное, русское.
Так получилось, скорей всего потому, что где-то с начала XVIII века и до наполеоновского нашествия Россия сильно увлекалась всем французским. В прочих европейских странах это случилось раньше, но мы старательно догоняли Европу в преклонении перед французскими модами, гастрономией, архитектурой (каждый значительный вельможа строил свой маленький Версаль). Французский язык для русской аристократии стал чуть ли не родным. Французскому в обязательном порядке стали учить детей в дворянских семьях. Потребность в преподавателях французского быстро росла, Россия стала привлекательной страной для учителей из-за границы, а потом на ситуацию повлияла Великая Французская революция, вызвавшая поток эмигрантов из Франции. Для многих из них устройство в богатую семью в России в качестве домашнего учителя было очень неплохим вариантом. Эти учителя не всегда были оснащены хорошей методикой, поэтому излюбленным дидактическим приемом становилось повторение слов на французском и (в тех счастливых случаях, когда учитель хоть что-то знал по-русски) на родном языке ученика. Вот тут и случилось, что к этим учителям народ прикрепил название «репетитор».
Практика найма домашнего учителя стала широко распространяться. В условиях массового спроса качество не могло не страдать, и это явление неизбежно стало объектом сатиры.
Д.И.Фонвизин (1745 – 1792). В его пьесе «Недоросль», возможно, впервые на русской сцене появились персонажи-репетиторы
В комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» над обучением главного персонажа пятнадцатилетнего оболтуса Митрофанушки, совершенно не склонного к наукам (это от него пошел мем «Не хочу учиться, хочу жениться»), хлопотали сразу три репетитора: недоучившийся семинарист Кутейкин (русский язык), отставной сержант Цыфиркин (арифметика) и приехавший из Германии Адам Адамыч Вральман (французский язык и «все науки»). Последний, как оказалось, был на родине кучером, французского не знал, но тайна эта скрывалась от заказчицы, матери Митрофанушки – госпожи Простаковой.
Чуть позже, уже после Войны 1812 года, в России появились учебные заведения нового типа, где дети не только учились, но и жили (вспомним Царскосельский лицей). Возникла потребность в особых учителях, которые должны были следить, как воспитанники выполняют домашние задания. И этих учителей также стали называть репетиторами.
Еще позже, когда в России сложилась система гимназий, типичным репетитором стал студент, а иногда даже старшеклассник, задача которого была – помогать гимназисту, не справляющемуся с программой. Кстати, требования в гимназиях были нешуточные, так что помощь многим детям была нужна.
В репетиторстве были замечены многие литературные герои того времени. Среди них Родион Раскольников («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского) и Евгений Базаров («Отцы и дети» И.С. Тургенева).
Впрочем, если обратиться к отечественной истории, то мы найдем примеры, когда репетиторством занимались вполне реальные известные личности. Самый яркий пример – замечательный русский поэт Василий Андреевич Жуковский. Он дважды оказывался в роли репетитора для членов царской семьи. С 1817 года он учил русскому языку супругу великого князя Николая Павловича (ставшего впоследствии императором Николаем I) принцессу Фридерику Прусскую (в дальнейшем – императрица Александра Фёдоровна). Он был успешным репетитором, не случайно он получил еще одно приглашение – обучать и сына его ученицы, который позже стал императором Александром Вторым.
В.А.Жуковский (1783 – 1852). Сразу два его ученика впоследствии оказались царственными особами: императрица Александра Фёдоровна и император Александр Второй.
Как минимум еще один репетитор, занимавшийся с детьми царской семьи, сделал значительную карьеру, не связанную с преподаванием. Композитор Николай Михайлович Стрельников (настоящая фамилия фон Мензенкампф) был автором первой по-настоящему успешной советский оперетты «Холопка», по которой позже поставлен фильм «Крепостная актриса».
Н. М. Стрельников (настоящая фамилия фон Мензенкампф) (1888 – 1939). Репетитор по музыке детей Николая Второго, позже известный советский композитор.
Н.Н.Стрельников был по-своему удивительной личностью: он долгое время был видным юристом, сподвижником А.Ф. Кони, одновременно серьезно занимаясь музыкой у первоклассных педагогов, среди которых был С.В.Рахманинов, доводившийся ему троюродным братом. Уже в советское время Н.Н.Стрельников был весьма известным композитором и театральным деятелем, но мало кто знал, что в его послужном списке была такая позиция, как репетитор по музыке детей Николая Второго.
Репетиторство неплохо себя чувствует и в наши дни, и это – несмотря на то, что отношение к этому явлению бывает разным. Кто-то противопоставляет профессии репетитора и учителя. Обычно в качестве аргументов высказывается что-то вроде «Для того, чтобы работать учителем, нужно иметь документ об образовании, а репетитором может стать кто угодно». Позиция представляется сомнительной. Формальных требований относительно диплома в сфере репетиторства нет, но вспомним, что уже упомянутый выше В.А.Жуковский не имел педагогического диплома, а успехи его как репетитора были несомненны. Мало того, что «клиент был доволен» (иначе он не получил бы второе приглашение на занятия в царскую семью). Важнее другое: несомненно, была его заслуга как педагога в том, что его ученик Александр Второй заслужил почетное имя царя-освободителя, провел серьезные реформы (отмена крепостного права в России – важнейшая из них).
Когда-то считалось, что занятия с репетитором нужно чуть ли не скрывать, поскольку это указывает на то, что ребенок не может учиться сам. Спорная позиция. Следуя ей, нужно стыдиться и в тех случаях, когда из-за нездоровья нам приходится обращаться к доктору. К тому же, в наше время проблемы с успеваемостью далеко не единственная причина обращения к репетитору. Очень часто у репетитора ищут возможности повысить качество освоения материала, добиться максимальных результатов на предстоящих экзаменах. Разумеется, кому-то это удается своими силами, но здесь опять уместна аналогия с медициной: бывают случаи, когда образованный человек излечивается от болезни самостоятельно, но все же более проверенным способом преодоления болезни является обращение к специалисту.
Итак, кто такой репетитор сегодня? Ответить коротко и однозначно на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, трудно. Сейчас репетитором называют и мамочку в декрете, которая помогает соседскому ребенку сделать уроки, пока собственный ребенок спит, и опытнейшего специалиста, который вложил много труда в свое образование и научился учить своих учеников так, что они получают высшие баллы на важных экзаменах.
Репетитор при ближайшем рассмотрении может оказаться школьным учителем, но в эту сферу вовлечено и много людей «по зову сердца»: от студентов до весьма зрелых специалистов, не являющихся формально педагогами. Удивительно, но факт: нет жесткой связи между формальными регалиями репетитора и качеством его работы, подтверждаемым оценками и отзывами клиентов, результатами учеников на экзамене. Ну, может быть, правильнее было бы сказать так: связь между регалиями репетитора и качеством его работы есть, но тут много исключений, а ведь, как говорится в старой оговорке «Правило славится исключением».
В объединении совершенно разных случаев (и упомянутой «мамочки», и крутого специалиста) под одним термином «репетитор» нет ничего страшного: в каждой ситуации нужно свое решение, соответствующее обстоятельствам, целям и возможностям. Собственно, этим и занимаются компании-агрегаторы репетиторских услуг, миссия которых – помочь каждому клиенту найти репетитора под свои потребности и цели. Это возможно, и это случается каждый день, но здесь одна важная деталь. Если вы решили искать репетитора через компанию-агрегатора, то самым важным для вас несомненно будут отзывы и оценки клиентов под анкетой репетитора. Будьте внимательны: если этих оценок больше, чем то количество учеников, с которыми репетитор может позаниматься за всю свою жизнь, то здесь что-то не так. Возможно, вместо того чтобы просить клиента написать (самостоятельно!) отзыв, администраторы просто обзванивают клиентов через день после начала занятий и услышав «Спасибо, все отлично», в ответ на вопрос «Как дела?», выставляют в анкете репетитора оценку «»Отлично». Впрочем, это уже касается добросовестности и репутации компании, но это уже другая тема.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!
Смотрите также
- Какие диваны пользуются популярностью у россиян 5.12.2024
- EXEED: «Бренд года» в культурном меценатстве – заложенный фундамент для будущего 15.11.2024
- Почему автомобили Omoda пользуются популярностью у российских театралов 15.11.2024
- Принятие наследства в России: процедура, особенности и необходимые документы 24.09.2024
- Сиамские сети: почему россияне так любят летать на отдых в Тайланд 12.08.2024