28.06.2024 23:42
Известно, что запахи усиливают переживания и связывают нас с объектами, их воображаемые воспоминания проникают в наше подсознание. Но насколько далеко обоняние может завести нас, когда дело касается восприятия шедевров? Группа исследователей из Польши и Словении пытается выяснить это, разработав ароматизированную ручку для картины Леонардо да Винчи XV века, которую посетители Национального музея в Кракове теперь могут понюхать, глядя в глаза Чечилии Галлерани.
«Запахи часто воспринимают, как ненужную информацию и, возможно, даже как нежелательное загрязнение. Однако отныне посетители смогут исследовать запах исторических объектов совершенно новым и малоизученным способом. Этот проект поистине новаторский», — говорит Эльжбета Зигер, главный реставратор Национального музея в Кракове. Созданная на основе химического анализа, ручка пытается воспроизвести запах самого объекта.
«Мы можем ощутить текстуру орехового дерева, поскольку в качестве основы картины использовалась ореховая доска, и запах масляной живописи», — говорит Томаш Савощук, ведущий научный сотрудник проекта в Краковском экономическом университете. - Это очень приятный запах исторического музея», — добавляет он, подчеркивая также, что одного небольшого вдоха достаточно, максимум двух. Карандаш также приходится менять каждые 3–4 недели: «Через месяц запах уже не тот».
В рамках проекта Odotheka, первой в мире библиотеки запахов исторических объектов, команда Савощука работает в сотрудничестве с коллегами из Люблянского университета и Словенского национального музея над воссозданием запахов девяти других объектов, имеющих большое значение для польского и словенского наследия.
Среди них табакерка, принадлежащая словенскому народному поэту Франку Прешерну, и гигиенический порошок, изготовленный в Кракове в 1920-е годы, получивший золотую медаль на выставке в Париже и рекламируемый в газетах Полой Негри, голливудской звездой польского происхождения. источник.
Проект был инициирован в 2021 году после того, как Национальный музей в Кракове попросил Савощук оценить качество воздуха внутри стеклянного корпуса, где хранилась «Дама с горностаем». «Я просто подумал: хорошо, я один из немногих людей в мире, кто может приблизиться к объекту без всякого стекла, и было бы здорово собрать запах этой картины и вынести его». Хотя все по своей природе имеет запах, он также меняется со временем в зависимости от того, что происходит с объектом и где он хранится. Таким образом, первоначальный аромат чего-либо невозможно уловить по-настоящему, но можно проследить временную шкалу.
«Мы не измеряем и не воссоздаем первоначальный запах предметов, потому что предметы имеют свою историю. Мы знаем, что на историческом пути предметы находились в разных местах. Они подвергались разным консервационным обработкам».
Еще один дополнительный бонус: благодаря консервационной обработке неприятные запахи становятся редкостью.
«Запахи обладают более сильной силой убеждения, чем слова, внешний вид, эмоции или воля», — писал немецкий писатель Патрик Зюскинд в своем романе 1985 года «Парфюмеры: история одного убийцы».
Тем не менее, даже удостоенный звезды Мишлен британский шеф-повар Хестон Блюменталь не смог убедить кинозрителей в том, что есть и нюхать ферментированную рыбную пасту во время показа экранизации книги в 2011 году было хорошей идеей.
На протяжении десятилетий художественные заведения искали способы сделать процесс просмотра более захватывающим с помощью мультисенсорных технологий.
Хотя иногда это кажется бесполезным (фильм Уильяма Касла «Тинглер » 1959 года и его вибрирующие сиденья в кинотеатре) или тусклым и преувеличенным ( выставки иммерсивного искусства ), добавление большего количества тактильных элементов в культурное пространство имеет смысл в эпоху цифровых технологий, когда учреждения испытывают трудности с финансированием, а люди нуждаются в более убедительно выйти на улицу.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!