Банан, приклеенный скотчем к стене музея – «Комик», концептуальная работа итальянского художника Маурицио Каттелана – снова съеден посетителем. Это не первый случай, и, вероятно, не последний.
Это случилось снова. Кто-то зашёл в музей, увидел работу Маурицио Каттелана, приклеенную к стене банановым скотчем, и решил подкрепиться.
На этот раз местом действия стал Центр Помпиду-Мец на востоке Франции, где скандально известная картина «Комик» (2019) экспонируется с мая в рамках масштабной ретроспективы, приуроченной к 15-летию музея. Сообщается, что посетитель сорвал банан со стены и съел его, после чего охрана «быстро и спокойно вмешалась», говорится в заявлении музея, опубликованном в пятницу.
Галерея, похоже, не особенно беспокоилась. «Работу установили на место через несколько минут», — сообщили там, добавив, что банан — скоропортящийся продукт и «регулярно заменяется в соответствии с инструкциями художника».
Каттелан, никогда не упускающий возможности отпустить невозмутимый комментарий, заявил французскому информационному агентству AFP, что разочарован тем, что посетитель не проявил полной самоотдачи. «Вместо того, чтобы съесть банан вместе с кожурой и скотчем, посетитель просто съел фрукт», — сказал он, добавив, что они «перепутали фрукт с произведением искусства».
Это как минимум четвёртый раз, когда «Комик» был употреблён в пищу с момента его дебюта на выставке Art Basel Miami Beach в 2019 году, где он попал в заголовки газет и вызвал восхищение. Оригинальная версия была продана за 120 000 долларов (103 000 евро) в галерее Galerie Perrotin, а вскоре после этого художник-перформансист Дэвид Датуна сорвал её со стены и съел, сказав, что просто «голоден».
С тех пор «Комик» стал одним из самых обсуждаемых и съедаемых произведений концептуального искусства за последнее время. В 2023 году студент факультета искусств Сеульского национального университета съел банан во время выставки Cattelan в Художественном музее Leeum, также сославшись на голод. А в 2024 году китайский предприниматель в сфере технологий Джастин Сан купил копию этой работы на аукционе Sotheby's за 6,24 миллиона долларов (5,3 миллиона евро), а затем съел банан на пресс-конференции девять дней спустя.
Несмотря на то, что работу можно съесть закусочным, к каждой продаже прилагается сертификат подлинности и подробная инструкция по замене. Это означает, что то, что находится на стене, технически не является оригинальным бананом, а является частью непрерывного жизненного цикла произведения искусства.
«На данный момент это, пожалуй, самое съедаемое произведение искусства за последние 30 лет», — съязвили в своем заявлении представители Центра Помпиду-Мец.
Пока что никаких заявлений в полицию не поступало, и запреты не объявлялись. Пока что фрукты снова на полках магазинов, и, возможно, это лишь вопрос времени, когда кто-то ещё проголодается.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!




