Используя ближнюю инфракрасную визуализацию, исследователи обнаружили необычные выбитые вручную узоры в виде тигров, грифонов и крошечных петухов на теле 2300-летней сибирской мумии.
Женщина, похороненная более 2000 лет назад в ледяных горах Алтая в Сибири, стала неожиданным объектом одного из самых захватывающих археологических исследований татуировок за последние годы. Ее замысловатые татуировки, сохранившиеся в вечной мерзлоте и долгое время считавшиеся выцветшими или невидимыми нательными рисунками, были обнаружены с помощью высокоточной съемки в ближнем инфракрасном диапазоне, открыв перед нами удивительные картины с изображением животных, мифических зверей и древнего искусства.
«Мы знали, что у этих мумий были татуировки», — объясняет доктор Джино Каспари, археолог из Института геоантропологии Общества Макса Планка и Бернского университета. «Но кожа некоторых из них настолько потемнела и сморщилась, что чернила были не видны невооруженным глазом. По сути, мы записали длины волн, находящиеся за пределами того, что может видеть человек, и это позволяет увидеть эти татуировки весьма эффектно».
Мумия, принадлежащая кочевой пазырыкской культуре, была обнаружена несколько десятилетий назад в горах Алтая, регионе, охватывающем южную Сибирь, восточный Казахстан и северо-западный Китай. Эти люди раннего железного века (с VI по II вв. до н. э.) были в основном скотоводами, которые летом кочевали по высокогорью с овцами и лошадьми и хоронили своих умерших в той же промерзшей земле, которая сохраняла их тела на протяжении тысячелетий.Благодаря передовым методам визуализации и сотрудничеству с татуировщиком команда обнаружила яркие татуировки по всему телу женщины, в том числе сцены охоты тигров и леопардов, нападающих на оленей и оленеподобных существ. На одной из татуировок изображён мифический грифон, поражающий травоядное животное. Пожалуй, самое удивительное, что её большие пальцы украшены маленькими узорами, похожими на петухов.
«Это фантастические изображения, — рассказал Каспари Euronews Culture. — Они невероятно яркие и представляют собой уникальный художественный стиль, который больше нигде не встречается».
Хотя истинное значение этих изображений утеряно, поскольку не сохранилось никаких письменных свидетельств о Пазырыке, команда сосредоточилась на понимании технологий их создания.
«Некоторые учёные предполагали, что татуировки наносились путём вышивания, как в Арктике, где пигмент переносится через кожу нитью», — объясняет Каспари. «Но нам удалось доказать, что на самом деле это были проколы — татуировки, сделанные иглами, подобно современной технике ручного выкалывания, только без электричества».
Их анализ выявил доказательства того, что татуировки делались в течение нескольких сеансов, и даже выявил паузы, когда древний татуировщик останавливался, чтобы нанести еще пигмента. По мнению Каспари, эти детали очеловечивают процесс: «Они позволяют вам по-настоящему, по-настоящему приблизиться к человеку, создающему изображения. Вы видите, как слегка смещается линия, когда он снова берётся за дело».
Исследование также ставит под сомнение прежние предположения о том, что татуировки наносились только представителям элиты пазырыкского общества. «Все сохранившиеся ледяные мумии, найденные нами до сих пор, имеют татуировки», — объясняет Каспари. «Похоже, это была распространённая практика. И это не простые узоры — они сложные и, очевидно, требовали серьёзной подготовки».
Каспари надеется создать общедоступный список татуировок на всех известных пазырыкских мумиях. «Недостаточно просто опубликовать чёрно-белые изображения. Эти татуировки потрясающие, но нам нужны реконструкции высокого разрешения, чтобы по-настоящему понять, как они были сделаны», — говорит он.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!




