Компания Adidas и дизайнер Вилли Чаваррия принесли извинения после того, как их кроссовки Oaxaca Slip-On вызвали негативную реакцию из-за использования дизайна коренных мексиканских народов без указания авторства или сотрудничества.
Американский модельер Вилли Чаваррия принес публичные извинения после того, как его сотрудничество с Adidas Originals было обвинено в культурной апроприации за использование традиционного мексиканского дизайна без участия коренного сообщества, стоящего за ним.
Кроссовки Oaxaca Slip-On, созданные по мотивам гуараче — кожаных сандалий ручной работы, имеющих глубокие культурные корни в мастерстве коренных мексиканцев, — подверглись критике со стороны официальных лиц Мексики, включая президента Клаудию Шейнбаум.
Спор разгорелся вокруг того факта, что обувь, которая, как сообщается, была произведена в Китае, была изготовлена без консультаций с общинами, чье культурное наследие вдохновило на создание дизайна, и без упоминания их заслуг.
Чаваррия, известный дизайнер и бывший старший вице-президент по дизайну компании Calvin Klein, в своем заявлении, направленном в BBC, сказал: «Мне очень жаль, что обувь была использована в этом дизайне, а не разработана в прямом и содержательном партнерстве с сообществом Оахаки». Он продолжил: «Мы всегда стремились почтить мощный культурный и художественный дух Оахаки и её творческих сообществ – места, красота и стойкость которого вдохновляли меня. Название Оахака – это не просто слово. Это живая культура, её люди и её история. Это не соответствует принципам уважения и сотрудничества, которых заслуживают Оахака, сапотекская община Вилья-Идальго-Ялалаг и её жители», — добавил он, имея в виду деревню, откуда берёт своё начало этот проект.
Компания Adidas также выразила сожаление, заявив, что она «признает и ценит культурное богатство коренных народов Мексики и значение их ремесленного наследия». «Кроссовки Oaxaca Slip-On вдохновлены дизайном из Оахаки, основанным на традициях Вилья-Идальго-Ялалаг. Мы приносим публичные извинения и подтверждаем нашу приверженность сотрудничеству с Ялалагом в рамках уважительного диалога, чтящего их культурное наследие», — написала компания.
Заместитель министра культуры Мексики Марина Нуньес сообщила, что компания Adidas связалась с местными чиновниками, чтобы обсудить «возмещение ущерба лицам, чьи работы были скопированы». В ответ на негативную реакцию Adidas и Chavarria удалили рекламные материалы Oaxaca Slip-On со своих платформ в социальных сетях.
В последние годы Мексика неоднократно выступала против международных модных брендов , включая Zara и Shein , чей дизайн она считала слишком близким к традиционным образцам.
В 2022 году в стране был принят федеральный закон о защите интеллектуальной и культурной собственности коренных народов и афромексиканцев. Несанкционированное использование произведений культуры коренных народов теперь карается штрафами и тюремным заключением.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!




