Новости


998

В начале 2000-х Таджикистан столкнулся с новой, пугающей проблемой. В стране стали все чаще регистрировать случаи ВИЧ. В основном вирус передавался через зараженную кровь при использовании общих шприцев среди людей, употреблявших наркотики. В зоне риска оказалась и молодежь. Чтобы спасти подростков от пагубных привычек, в стране начала работать международная программа Project Concern International (PCI). Она искала нестандартные способы говорить с подростками о сложных темах. Один из таких подходов предложил художник Бежан Урфонов.

С 2002 по 2005 год он преподавал рисование в рамках PCI. Учил подростков не только тому, как правильно держать кисть, но и как с помощью рисунка проживать боль, выплескивать агрессию и искать внутреннюю опору. Он учил их мечтать и верить в себя.

«Я – не психолог. В то же время я знаю, что рисование помогает выразить то, что трудно сказать словами. Особенно это важно для людей с зависимостями, которые пережили травму, не доверяют другим или с трудом понимают свои чувства. Они склонны употреблять наркотики или пить, чтобы заглушить свою боль, уйти от реальности. Мы создали для таких людей пространство, где они могут просто быть собой. Мы не задавали им лишних вопросов. Давали бумагу, карандаши, акварель. Дальше каждый раскрывался по-своему. Мы предлагали им альтернативный, более экологичный способ прожить свои эмоции. Потому что это то, что действительно было важно для них», – рассказывает Бежан Урфонов.

Ученые доказали, что творчество действительно помогает бороться с вредными привычками. В мозге человека есть система, которая отвечает за радость, чувство привязанности и новые эмоции. Эту систему можно активировать с помощью творчества, а не только через наркотики и алкоголь. Поэтому важно было научить подростков рисовать или рукодельничать.

Бежан выезжал в труднодоступные поселки Таджикистана. Его задачей было не просто научить молодежь творчеству, а в доверительном формате рассказывать им о ВИЧ, как он передается и почему это опасно. В то время, как, впрочем, и сейчас, половое просвещение в школах и семьях было под табу. Из-за недостаточной информированности подростки не знали о том, что надо предохраняться, о вирусах, передающихся половым путем, и вытекающих последствиях. PCI восполнял этот пробел в знаниях. Но речь шла о детях, поэтому нужно было найти самый комфортный способ обучения, не травмирующий их психику еще больше. А через рисунки эти разговоры доносить легче. Они звучат не так устрашающе, и не так «по-взрослому».

«Я видел тогда разных подростков. Чьи-то родители уехали в Россию на заработки, кто-то был сиротой, кто-то просто ребенком, выросшим в бедности. Не все они были наркозависимыми, но каждый был «сломан» по-своему. У всех была потребность в поддержке и в том, чтобы их кто-то заметил. Конечно, в начале они рисовали без особого энтузиазма. Я их понимаю даже. Кому захочется в 15-16 лет, когда гормоны бьют ключом, хочется экспериментировать, бунтовать, сидеть и рисовать коров?! Они рисовали каракули. Но даже в этих рисунках больше преобладали темные цвета и простые линии. Они инстинктивно тянулись к черному карандашу. Когда постепенно появлялись другие краски, я понимал, что внутри у них происходит переосмысление. Они не признавались в этом, но их картины говорили сами за себя», – говорит Урфонов.

\

«Рисунки стали их голосом»: как таджикский художник Бежан Урфонов помог подросткам пережить травму и отказаться от наркотиков

Визуальное выражение переживаний становится для подростков способом осознать себя и свое положение. Вместо стыда и изоляции они получают возможность быть увиденными и понятыми.

Занятия включали разные форматы. Бежан Урфонов предлагал подросткам темы для рисунков, учил их делать открытки и знакомил с основами дизайна. Важной частью стали совместные проекты. Подростки готовили работы вместе и сами их презентовали. Так они учились работать в команде и доверять друг другу.

«Я окончил художественную школу, поэтому учил детей так, как когда-то учили меня. Я знал, что не все из них станут художниками. Главное было дать им ощущение, что они способны что-то создавать своими руками, дать им новый способ выражать свои чувства. Я помню, как в детстве мне самому было важно, чтобы рядом оказался взрослый, который просто скажет: “Попробуй, у тебя получится”. И я хотел быть таким взрослым для них. Не тем, кто оценивает, а тем, кто поддерживает. Поэтому я никогда не правил их рисунки, не заставлял переделывать. Я видел в них не просто учеников, а людей, которые ищут себя. И помогал им так, как когда-то помогли мне», –отметил художник.

Сейчас Урфонов живет в Соединенных Штатах и волонтерит. Он окончил Community College of Denver. Полученные знания помогли ему выйти на международный уровень: он работает с крупными клиентами, которым помогает в оформлении брендов, упаковки и рекламных материалов. Его подход ценят за точность, внимание к деталям и нестандартные решения.

Свободное время художник предпочитает проводить за бумагой и красками. Выезжает за город в поисках вдохновения. Говорит, что работа с формой и цветом помогает сохранить внутреннее равновесие и не терять связь с собой.

«Я до сих пор рисую. Потому что это не просто профессия или ремесло. Это мой способ думать, чувствовать и взаимодействовать с миром. Я работал с крупными клиентами и добился коммерческого успеха. Оформлял международные кампании, создавал бренды, занимался интерьерным дизайном. Флаеры, которые я разработал, помогли увеличить продажи компании на 60%! Но ни один из этих проектов не повлиял на меня так сильно, как время, когда я учил подростков из обычных семей рисовать. Именно тогда я понял, насколько искусство может перевернуть чью-то жизнь», – признается он.

Опыт арт-терапии в рамках PCI в Таджикистане доказал, что творчество является не просто еще одним видомдосуга, а действенным инструментом профилактики и поддержки. В ситуации, когда подростки не доверяют взрослым, а общество замалчивает важные темы, искусство помогает наладить диалог без принуждения.

Методы, использованные Урфоновым и PCI, актуальны не только для Таджикистана начала 2000-х. Вопрос о том, как говорить с молодежью на сложные темы, остается открытым и сегодня в любой стране. Подход через творчество может стать универсальным языком, понятным независимо от уровня образования, социального статуса или личной истории.

Автор: Гульназ Ергалиева

Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!


Смотрите также







Самое интересное

Москвичка в 40 родила троих в глуши: Рубит дрова, но гос. опеке проиграла
0
Отчим запретил брак с Гузеевой, а он умер в 27 лет, не узнав о сыне: Почему не спасли Никиту Михайловского и кто мама его сына
0
Домогательства, 3 детей и рухнувшая карьера: Как сложилась жизнь Светки из «Счастливы вместе» и почему ее нет в продолжении ситкома
0
Почему муж и жена на Руси в разных постелях спали, и Как церковь вмешивалась в личную жизнь супругов
0