Одна из самых впечатляющих работ Игоря Миторая, монументальная скульптура «Тиндаро», ушла с молотка на этой неделе на аукционе Polswiss Art Auction House в Варшаве за рекордные €1,6 млн. Это историческое возвращение вызвало новый всплеск интереса к художнику и его рефлексивным работам.
Творчество польского художника Игоря Миторая уже несколько десятилетий восхищает критиков и зрителей по всему миру. Его монументальные скульптуры, часто изображающие фрагменты тел и лиц, отсылают к древним традициям, но в то же время отражают историческую проблематику, актуальную и в современном мире.
«Я думаю, что это прорыв, момент, когда поляки заново открывают для себя Миторай. Мне очень любопытно, насколько далеко зайдет это увлечение. Но для меня самое главное, что мы возвращаем Миторай в Польшу», — рассказала Euronews биограф Миторай Агнешка Стабро.
«Тиндаро» – монументальная бронзовая скульптура головы молодого человека. Её высота более четырёх метров, созданная в 1997 году по заказу международной консалтинговой компании KPMG. Изначально она стояла перед французской штаб-квартирой компании в Ла Дефанс, модернистском деловом районе в пригороде Парижа. Около двадцати лет она была неотъемлемой частью этого самобытного архитектурного ландшафта.
Эта работа — одно из самых впечатляющих творений Митораджа: не только по размеру, но и по форме: задняя часть скульптуры украшена двумя колоннами, соединёнными балкой, рельефами и маскароном, отсылающим к «Устам Истины» или «Устам Вериты» — древнеримской маске, о которой сохранились легенды Средневековья. Согласно легенде, лжецам, которые вложат руки в мраморную маску, откусят руки.
Таким образом, «Тиндаро» — это не просто портрет. Это, скорее, структура, в которой скульптура выстраивает диалог с другими эпохами, культурами и художниками.
Название «Тиндаро» также воплощает эту символику — оно отсылает к фигуре Тиндарея, царя Спарты и отца Елены Троянской — еще одна мифологическая отсылка, которая часто присутствует в творчестве художника.
Перевоз «Тиндаро» из Парижа в Варшаву — это не просто коммерческая сделка. Это культурное событие, которое позволяет жителям и общественности ежедневно взаимодействовать с монументальной скульптурой, создавая местный контекст для размышлений о культурном наследии, красоте и времени.
Игорь Миторай родился под именем Ежи Макина 26 марта 1944 года в Эдеране, Германия. Его мать была полькой, отправленной на принудительные работы в Германию, а отец — солдатом Французского Иностранного легиона, также поляком по происхождению. После войны он с матерью вернулся в Польшу. Детство провёл в Груйце, недалеко от Освенцима.
Миторай изучал живопись в Краковской академии изящных искусств у знаменитого художника и кинорежиссёра Тадеуша Кантора. В 1968 году он уехал в Париж, где продолжил образование в Высшей национальной школе изящных искусств.
Сначала он работал в области живописи и графики, но позже, после многочисленных поездок за границу, в том числе в Мексику, начал заниматься скульптурой. В 1979 году он посетил Каррару, а в 1983 году основал студию в Пьетрасанте (Италия), регионе, известном своими мраморными карьерами и скульптурными традициями.
Он умер 6 октября 2014 года в Париже; однако его мастерская, работы и наследие продолжают жить, а в общественных местах по всему миру его скульптуры являются узнаваемым символом связи между классическим и модернистским течениями.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!


