В тихом крыле парижской галереи Лувр, вдали от толп посетителей и под стеклянной пирамидой, реставраторы используют необычное оружие в борьбе с вековой грязью: дерматологические лазеры. Высокоточные устройства, более известные разглаживанием морщин в клиниках по всему миру, теперь вдыхают новую жизнь в мрамор, известняк и слоновую кость в Национальном центре исследований и реставрации во французских музеях.
Здесь сотни скульптур — от средневековых святых до шедевров эпохи Возрождения — находятся на разных стадиях реставрации. Лазеры, финансируемые французским косметическим гигантом L'Oréal, делают работу быстрее, безопаснее и точнее.
«Потрясающе наблюдать, как эти два лазера, используемые для улучшения внешнего вида камня, используются также в дерматологии для улучшения состояния кожи. Оба лазера дополняют друг друга: они работают на разных длинах волн, воздействуя на разные хромофоры или используя тепло по-разному», — отметила Дельфина Кероб, дерматолог и научный директор La Roche-Posay в L'Oréal.
«Один лазер абляционный, другой — неабляционный, поэтому у каждого из них разные преимущества, но и разные побочные эффекты. Поэтому очень важно соблюдать осторожность — как на коже, так и на камне, — чтобы убедиться, что лечение не слишком абляционное», — добавила она.
Среди произведений, подвергшихся этой высокотехнологичной обработке, – скульптура XVI века «Ecce Homo», потемневшая от многовекового загрязнения и прошлых попыток реставрации. За три месяца тщательной очистки реставраторам удалось обнаружить под слоем сажи следы её первоначального цвета.
«Многие экспонаты, которые нам предстоит отреставрировать, выставлялись на открытом воздухе и имеют чёрную корку или толстый слой грязи на поверхности. Иногда известняк оказывается более хрупким, чем чёрная корка. И нам нужно найти способ очистить их, не повредив оригинальный материал», — сказала куратор Летиция Барраге-Зуита.
В настоящее время в лаборатории используются четыре специализированных лазера: Eos Combo, два эрбиевых лазера Er:YAG и Infinito. Все они произведены итальянской компанией El.En (Electronic Engineering), и каждый из них разработан для решения конкретной задачи реставрации. Например, Infinito может обрабатывать более крупные и сложные поверхности благодаря регулируемому лучу, который можно формировать в квадраты или прямоугольники, следуя контурам скульптуры.
Лазер Eos Combo достаточно универсален для работы как с органическими, так и с неорганическими материалами, от камня и слоновой кости до хрупкой деревянной инкрустации. В то же время, лазер Er:YAGv идеально подходит для позолоченных или окрашенных поверхностей, которые даже лёгкое трение может повредить.
Кероб отмечает, что и искусство, и кожа страдают от одинакового воздействия окружающей среды — загрязнения, ультрафиолетового излучения, влажности и времени.
Однако лазеры подходят не для всех скульптур. Из 30 скульптур, находящихся в настоящее время на реставрации, только около трети будут подвергнуты лазерной обработке. Остальным потребуется традиционная химическая или механическая очистка.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!




