Euronews собрал детали этой истории, адаптируя их для русскоязычной аудитории, чтобы подчеркнуть важность возврата культурных ценностей жертвам геноцида. Картина, о которой идет речь, — "Дорога с кипарисами и звездой" (Road with Cypresses and a Star) Винсента Ван Гога, созданная в 1890 году. Она принадлежала еврейскому коллекционеру Якобу и Розе Гольдшмидт, которые были вынуждены бежать из Германии в 1930-х годах из-за преследований нацистов. Во время оккупации Нидерландов в 1940 году нацисты конфисковали картину из их коллекции, и она исчезла в хаосе войны. После освобождения картина оказалась в руках греческого фонда, который позже передал ее в Метрополитен-музей для выставки.
Наследники Гольдшмидт, включая внуков Розы Гольдшмидт, утверждают, что музей и фонд знали о происхождении картины, но игнорировали призывы к возвращению. "Это не просто искусство — это часть нашей семейной истории, украденной у нас нацистами. Мы требуем справедливости и возврата картины", — заявила в интервью Euronews Эстер Гольдшмидт, одна из наследниц. Семья ссылается на документы, подтверждающие кражу, включая записи из архивов нацистской Германии.
Метрополитен-музей, один из крупнейших художественных музеев мира, заявил, что приобрел картину законно через греческий фонд в 2018 году и провел тщательную проверку происхождения. "Мы следуем строгим стандартам provenance и сотрудничаем с экспертами по возвращению культурных ценностей. Однако в этом случае доказательства не подтверждают претензии истцов", — говорится в официальном заявлении музея. Греческий фонд, основанный в Афинах, также отрицает обвинения, утверждая, что картина была передана им после войны как "спасенная" и что они действовали в соответствии с международным правом.
Эксперты по искусству отмечают, что подобные иски становятся все чаще в последние годы. "Это часть глобального движения за реституцию — возвращение предметов, украденных во время Холокоста. Мет-музей уже вернул несколько работ, но этот случай сложный из-за цепочки владения", — комментирует историк искусства Анна Ковач из Будапештского университета. Она подчеркивает, что суд может опираться на Вашингтонскую декларацию 1998 года, которая призывает музеи к прозрачности в вопросах provenance.
Этот иск подчеркивает продолжающуюся борьбу за возвращение культурных ценностей, украденных нацистами. По оценкам, тысячи произведений искусства все еще находятся в музеях по всему миру, несмотря на усилия организаций вроде Комиссии по возвращению культурных ценностей. "Такие дела напоминают о важности этики в искусстве. Наследники заслуживают уважения к их истории", — добавляет Ковач. Судебный процесс обещает быть долгим и может установить прецедент для будущих исков.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!




