Любимая несколькими поколениями зрителей опера возвращается на сцену Нижнего Новгорода. Премьера пройдёт с 6 по 9 ноября в Театре оперы и балета имени А.С. Пушкина.
Спектакль создан совместно с Красноярским театром оперы и балета имени Д.А. Хворостовского. Новая постановка, сочетающая традиции классической оперы с современным подходом, уже привлекла внимание широкой аудитории.
Для понимания особенностей знаменитого произведения необходимо обратиться к истории «Риголетто» на отечественной сцене.
Впервые опера была исполнена в России 31 января 1853 года в Санкт-Петербурге итальянскими артистами Императорской оперы. Цензура с подозрением отнеслась к сюжету и долго не допускала произведение Верди на русскую сцену.

Спектакли итальянских артистов посещались преимущественно состоятельной публикой в виду дороговизны билетов. Только 20 октября 1859 года «Риголетто» впервые был исполнен отечественными певцами, но на итальянском языке. Это произошло в Москве, на сцене Большого театра.
Премьера на русском языке состоялась 6 ноября 1878 года в Мариинском театре, что стало важным этапом популяризации оперы в России. Сегодня «Риголетто» остаётся одним из наиболее востребованных произведений в репертуаре музыкального театра.
Современные постановки «Риголетто» демонстрируют широкий спектр интерпретаций, варьирующихся от строго академических трактовок до радикальных переосмыслений. Режиссёры используют различные визуальные коды, от исторической достоверности до абстрактных конструкций, и изменяют драматургический фокус, акцентируя внимание на личных трагедиях или социальных конфликтах. Почти всегда сохраняется оригинальный итальянский текст с русскими субтитрами. Они позволяют зрителям глубже понять философские и эмоциональные аспекты произведения. При этом способы «говорить» со зрителем сильно различаются от спектакля к спектаклю.

Не только великая музыка Джузеппе Верди предусматривает множество вариаций трактовки, но и драматургия, которая неизменно волнует и заставляет сопереживать. Образ Риголетто — остроумный придворный шут. В мире сильных мира сего царит игра без правил, где личная боль не в счёт. Однако, когда на кону судьба дочери, у героя начинается борьба с системой и собой. Этот нерв и оставляет «Риголетто» невероятно современным.
Опера актуальна сегодня еще и потому, что в сюжете много узнаваемого — насилие под маской романтики, культура насмешки, которая отменяет чужую боль, и родительская любовь, легко перетекающая в контроль. Мы читаем эту историю как столкновение публичного и частного, но, чтобы она по-настоящему резонировала, важно задуматься, а что было с героями «до сюжета». Отсюда пристальный взгляд автора новой постановки на биографии персонажей оперы.

«Сюжетная линия Гюго даёт разрыв масштаба пропасти между играми сильных мира сего и существованием одиночки — человека, у которого нет даже собственного имени — шута Риголетто. Что привело его в шутовское ремесло? Какова история рождения дочери? Почему он был вынужден оставить малышку на воспитание в монастыре, и только за три месяца до момента действия оперы забрал Джильду уже взрослой девушкой в большой город? Это вопросы, на которые мы искали ответы в процессе работы», — рассказал постановщик спектакля Сергей Новиков.
Для режиссёрских приёмов Новикова в оперных постановках характерны смелая реконструкция и переосмысление классических сюжетов с добавлением новых смысловых пластов и сценографических эффектов. Многие рецензенты подчеркивают, что его подход акцентируется на раскрытии человеческих судеб и конфликтов на фоне исторических событий. По словам Новикова, оперный театр для него — своего рода машина времени, позволяющая формулировать новые смыслы и вести диалог между эпохами.

Вместе с режиссёром над спектаклем трудилась большая команда: художник-постановщик — Мария Высотская; художник по свету — Руслан Майоров; художник по видео — Дмитрий Иванченко. Эту команду уже полюбили в Нижнем за «Онегина».
Своей постановкой театр делает осознанный выбор в пользу честной классики высокого качества — без музейности, но с опорой на эпоху и выразительную «большую» сценографию. Италия XVII–XVIII веков фигурирует как визуальный код. Исполнение проходит на итальянском с русскими титрами. Постановку отличает важная для сегодняшнего рынка деталь — кооперация двух театров. Это обеспечивает высочайший уровень зрелищности. Один комплект декораций, костюмов и реквизита на два города позволил сделать сценографию технологичнее и масштабнее. Совместное производство с Красноярском — здравый ответ вызовам времени, дающий сцене масштаб и точность деталей.

Несомненно, новая постановка «Риголетто» способна занять важное место в культурной жизни страны и современном оперном искусстве.
#МастерскаяНовикова
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!
Смотрите также
- Картина Алексея Зимина за 4,8 млрд рублей выставлена на торги по банкротству 2025-11-23
- Никандр митрополит Владимирский и Суздальский: отзывы о стратегии создания сильных общин 2025-10-31
- «Продимекс» Игоря Худокормова: развитие агрообразования и поддержка молодых специалистов 2025-10-30
- Терапевтический фильм-драма «Новогоднее письмо» выходит на экраны кинотеатров в ноябре 2025 года 2025-10-28
- От дворов до академий: как менялась культура детского футбола в России 2025-10-21




