Новости


1190

Искусственный интеллект все сильнее влияет на современную музыку. Авторы недавнего отчета Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI) Global Music Report 2025 назвали ИИ одним из трех ключевых факторов (другие — стриминговые платформы и проблема авторских прав), которые будут определять в ближайшее десятилетие лицо современной музыки. Технологии на основе ИИ сегодня используются не только для сведения и мастеринга — их все активнее пробуют применять и для генерирования мелодий, говорит композитор и пианистка Анастасия Попова. Выпускница Московской государственной консерватории имени Чайковского, лауреат международных конкурсов, Анастасия совмещает карьеру концертирующего музыканта и педагога с исследованиями в области ИИ. Она была организатором и членом жюри хакатона «Анализ и визуализация графов знаний на платформе тераграф CLOUD» в МГТУ имени Баумана и опубликовала ряд научных статей о применении цифровых технологий в музыке. Мы прочли исследования Анастасии Поповой и расспросили автора о том, как алгоритмы помогают компьютеру «сочинять» музыку, что такое графы знаний и не вытеснят ли в будущем нейросети композиторов.

* Анастасия Попова — концертный исполнитель, преподаватель, композитор. В 2023 году с отличием окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского. Лауреат Crescendo International Music Competition (2020), Golden Classical Music Awards (2020) и других конкурсов. Автор сочинений, опубликованных в Музыкальном архиве Бориса Тараканова и Международной библиотеке нот IMSLP. Организатор и член жюри хакатона «Анализ и визуализация графов знаний на платформе тераграф CLOUD» (МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2023). Член АДКБ «Я Лидер», Российского музыкального союза, Music Teachers National Association (MTNA). Автор публикаций в научных журналах «Universum: филология и искусствоведение», ULOA Universal Library of Arts and Humanities, Universum

– Анастасия, вы композитор, педагог, концертирующая пианистка, лауреат международных конкурсов. И в то же время, что необычно для музыканта классической школы, охотно экспериментируете с новыми технологиями и пишете об этом научные исследования. Как вы оцениваете перспективы использования ИИ в академической музыке?

– Все мы живём в мире компьютеров, и искусственный интеллект уже стал неотъемлемой частью современного мира. Интерес к ИИ и его быстрый прогресс просто не могут не влиять на то, что и как люди слушают. Молодежь растёт в цифровой среде, и, если академическая музыка хочет не просто существовать, а развиваться и оставаться живой, это необходимо учитывать. Одна из идей — использовать ИИ как помощника и творческого партнёра. То есть создавать интерактивные произведения, где музыка меняется в зависимости от действий слушателя, который нажимает кнопки или выбирает разные варианты развития сюжета, или от его настроения, подстраиваясь к нему благодаря использование датчиков и ИИ. Можно внедрять новые формы подачи классики — например, дополненную реальность или визуализации, которые помогают лучше понять и прочувствовать музыку. Также ИИ может помочь композиторам быстрее экспериментировать с идеями и создавать свежие стили, которые сохранят дух академической традиции, но будут звучать актуально. В общем, чтобы классическая музыка не превратилась в музей, надо использовать все эти технологии — иначе она рискует отстать от современного мира и потерять интерес слушателей. ИИ — отличный шанс сделать академическую музыку частью будущего, а не прошлого.

– Недавно вы опубликовали на ресурсе ULOA статью под заголовком «Пишем будущее: Влияние искусственного интеллекта и графов знаний на музыкальную индустрию». Можете объяснить, что означает этот термин - графы знаний?

– Граф знаний — это способ представить информацию в виде связанной системы. Есть точки, или узлы, которые обозначают разные понятия или объекты, и линии между ними, показывающие, как эти понятия связаны друг с другом. Можно представить это как схему или карту, которая помогает увидеть, как всё устроено и как элементы взаимосвязаны. В музыке есть сложная и запутанная теория — гармония, полифония, правила ведения голосов. Иногда даже профессионалы в ней путаются. Но все эти правила можно описать в понятном для компьютера виде и заложить в граф знаний. То есть мы переводим сложные музыкальные законы в формат, который машина понимает и запоминает. После этого нам уже не нужно помнить все детали — граф будет знать, как правильно строить музыку. Такой подход очень удобен, потому что с его помощью можно создавать музыку, которая звучит логично и красиво, даже если композитор не держит в голове все сложные теоретические нюансы.

– Считается, что, если в генерации текстов, изображений или кода ИИ достиг определенных успехов, то в музыке он пока только осваивается. Тем не менее на хакатоне студентам удалось добиться от ИИ осмысленных музыкальных структур. Об этом вы упоминаете в другой своей научной работе, опубликованной в журнале «Universum: филология и искусствоведение», — «Искусственный интеллект как соавтор: перспективы развития музыкальной композиции». Расскажите, как вы обучали компьютер нотной грамоте.

– Музыка и в самом деле очень тонкая и сложная сфера, и пока ИИ не может полностью заменить человеческого композитора. Но в рамках хакатона участникам действительно удалось добиться осмысленных музыкальных структур благодаря удачному сочетанию разных методов. Мы предлагали два основных подхода. Первый — генерация на основе графов де Брюйна: участники строили модели, которые улавливают структуру аккордов из огромного количества музыкальных произведений, а затем создавали новые композиции, случайно обходя эти графы. Для того, чтобы музыка звучала живо и выразительно, применялся нейросетевой перенос стиля — своего рода «мастерская кисть», придающая естественную динамику звучанию. Второй подход был более сложным и структурированным: создавались графы, из которых формировались короткие мотивы, а затем они объединялись в фразы, предложения и целые музыкальные формы. Это позволяло участникам работать с музыкальной композицией на уровне, близком к человеческому пониманию структуры музыки.

Как подружить Python и Баха: композитор и пианистка Анастасия Попова – о «серьезной» музыке в эпоху ИИ

– Этим вы и объясняете успех своего проекта?

– Думаю, наш успех объясняется тем, что ИИ использовался именно там, где он лучше всего раскрывается, — в стилизации и выразительности, а классические алгоритмические методы обеспечивали логическую и музыкальную структуру. Такой гибридный подход помог создать музыку, которая звучит осмысленно и интересно, хоть и не заменяет полностью человеческого композитора. Можно сказать, что ИИ — сильный помощник, который расширяет творческие возможности.

– Насколько сильный? Не боитесь, что однажды ИИ займет место в Музыкальном архиве Бориса Тараканова или Международной библиотеке нот IMSLP, где сегодня хранятся ваши сочинения?

– ИИ помогает создавать сложные музыкальные структуры — не набор случайных звуков, а настоящие композиции с мелодией, ритмом и смыслом. В будущем такие технологии могут помочь музыкантам разрабатывать новые идеи, сочинять музыку под настроение или под вкусы конкретного человека. Думаю, это сделает процесс создания музыки проще и интереснее, но ИИ все же не сумеет полностью заменить человека. Глубокое человеческое восприятие, эмоции и творческое чутье пока сложно полностью повторить машиной.

– Вы член престижных ассоциаций, в том числе Российского музыкального союза и АДКБ «Я Лидер», куда входят ведущие представители отечественного бизнеса и культуры. Расскажите о своих планах — собираетесь ли вы продолжить научные исследования, организовывать уникальные образовательные проекты, а может, и использовать нейросети в собственном творчестве?

– Уверена, что продолжу работу во всех этих направлениях. Для меня это не случайный интерес — программирование, как и музыка, моя страсть, я хорошо знакома с C++, изучала  Python, JS и всегда хотела применять свои технические знания в области музыки. Сейчас я активно изучаю нейросети, работу с графами, планирую продолжать изучать языки программирования, чтобы создавать гибридную музыку, которая объединяет традиционные инструменты и современные технологии. Мне хочется искать новые подходы к созданию музыки и, кто знает, возможно, со временем создавать свои собственные инструменты и алгоритмы для творчества.

Автор: Елена Тюркина

Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!


Смотрите также







Самое интересное

Москвичка в 40 родила троих в глуши: Рубит дрова, но гос. опеке проиграла
0